Как заинтересовать молодежь вещами, которые весьма далеки от них? Например, историей о том, как зарождался пуховязальный промысел в нашем краю, какие люди с ним связаны, какие легенды сложены? Это возможно, если подойти к задаче нестандартно, учитывая интересы представителей молодого поколения.
Полезно возвращаться в детство
Оренбургский исторический театр теней уже знаком зрителю. Сценарий первого спектакля - «Чаша земная» - вырос из маленькой заметки в газете про оренбургского казака Василия Балабанова, ставшего легендарным отцом Паисием. Его судьба невероятна – Русско-турецкая война, вероотступничество, секта, паломничество в Киево-Печерскую лавру, духовная миссия в Абиссинию, а параллельно ещё была и история любви.
- Тень – некая метафора, — говорит Наталия Ермашова. - В наших спектаклях оживают тени прошлого. Подчас мы не знаем, как выглядели даже исторические личности, не говоря, например, о купцах. Наша задача – и у нас это получается – знакомить зрителя с реальными людьми, жившими в Оренбуржье, и событиями, которые рассказывают о нашей истории.
В истории пухового платка много поворотных моментов. Когда-то - простое ремесло, но однажды получившая всемирную известность паутинка хранит тайны, которые кто-то был обязан сохранить и рассказать. А теперь ещё и показали в театре теней.
Дарья Маслакова - студентка Оренбургского областного колледжа культуры и искусства, учится на 1 курсе социально-культурной деятельности. Ей нравится абстрактный кинематограф, думает о том, что готова сыграть отрицательного персонажа, среди любимых фильмов – «Бойцовский клуб» и «Молчание ягнят».
- Вначале, когда узнала название – «Сказка про оренбургскую пуховую паутинку», я подумала – где сказка, а где я, - делится Даша. – Но когда познакомилась с текстом, поняла, что он может быть интересен не только детям, но и подросткам. И взрослым тоже надо иногда возвращаться в детство. Много узнала об истории паутинки – для нас организовали экскурсию в Музей изобразительного искусства по экспозиции пуховых платков.
Профессиональный подход
- Если бы мы сами ставили спектакль, у нас бы получился драмкружок, - уверена Наталия Ермашова. - Нашим режиссером стал Заслуженный артист России, художественный руководитель Оренбургского областного театра кукол Вадим Смирнов. Звуковой и видеоряд тоже делали профессионалы. Чтобы поддерживать уровень, нужны средства. В нашем случае – это гранты. Идея – это хорошо, но думать, что все бросятся помогать её воплощать – наивно. Нужно пройти определённый путь, получить опыт. Главное – нельзя отступать.
В спектакле играют 6 человек – Анастасия Попова, Серафим Покровский, Батыр Муханов, Ксения Иванищева, Павел Клеймёнов и Дарья Маслакова, - но персонажей намного больше. Поэтому все, кроме главной героини, играют несколько ролей. На премьере, куда были приглашены родители, после спектакля не все из них смогли угадать, чей ребенок какую роль играл. Происходят интересные метаморфозы: звук спектакля записан заранее, человек может играть одну роль, а озвучивал другую. Огромное внимание уделяется также костюмам и пластике, несмотря на то, что зритель видит только тень.
- Как хорошо выдержан текст, как это филологично в конце концов, в основе – фольклорные мотивы, – делится мнением доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики преподавания литературы ОГПУ Ирина Брякова. - Работа студентов весьма талантлива – такое впечатление, что играют профессионалы. Это только кажется, что чувства, эмоции легко передать движениями, но ребята справились, молодцы!
Постановка о паутинке уже выиграла гран-при трех международных конкурсов. Да и год начался для театра удачно. Выигран президентский грант, коллектив готовится к новой работе. Это будет иммерсивный спектакль «Место силы купцов Юровых» (иммерсивный – когда зритель становится соучастником действа. прим. автора). Ждут оренбуржцев и на фестивалях – как воздух, необходим спонсор, с помощью которого театр сможет принять в них участие.
Сказки нужны людям в любом возрасте. В детстве они учат мудрости, в зрелом возрасте помогают вернуться в детство. А для подростков и молодых людей это - история, которую не надо зубрить, потому что творчество становится источником новых знаний. Знаний о людях, событиях и месте, в котором ты родился и живёшь.