Примерное время чтения: 10 минут
814

Хорошие стихи писать непросто. Внутри тебя должен быть маленький цензор

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ в Оренбуржье 24/03/2021
Виталий Молчанов - о внутреннем цензоре, молодых поэтах и пользе стихов.
Виталий Молчанов - о внутреннем цензоре, молодых поэтах и пользе стихов. / Татьяна Ребикова / АиФ

21 марта прошёл Всемирный день поэзии. Оренбуржье не осталось в стороне и тоже отметило эту дату литературной встречей.

О том, как учиться слагать рифмы, почему молодым поэтам необходимо выходить за круги своего общения и зачем нужно классическую поэзию изучать ещё в школе, беседуем с поэтом, председателем Оренбургского регионального отделения «Союза российских писателей», директором Областного Дома литераторов имени С.Т. Аксакова Виталием Молчановым.

С любовью к чтению из детства

- Виталий Митрофанович, с чего началась ваша любовь к литературе и писательству?

- Любовь к литературе появилась с раннего детства. Бабушка меня очень рано научила читать. Года в четыре я уже мог это делать. У меня была книжка «Русские народные сказки». Она и до сих пор сохранилась, правда, переплет уже надо делать новый. Сначала мне из нее читали, потом и сам взялся за это дело.

В какой-то момент начал разговаривать в рифму и стал записывать то, что придумывал. Так потихоньку приобщился к поэзии. Лет в 12-14 пробовал писать уже что-то более связное, пытался развернуть мысли и создать сюжет.

- Кто вы по образованию? Это как-то повлияло на ваше творчество?

- По образованию я геолог. В своей профессии немного разочаровался, потому что геология для меня всегда была возможностью путешествовать, находиться в интересных местах, смотреть на природу. Впоследствии понял, что труд заключается не только в этом. Здесь много камеральной работы, что очень не любил в свое время.

Но профессия дала возможность полюбить поездки, общение с людьми, новые места и впечатления. Потом они вылились в стихотворения.

- С какой книги вы бы посоветовали начать знакомство со своим творчеством?

- На этот вопрос очень сложно ответить, ведь произведений за столько лет написано немало. Среди своих книг очень люблю «Фрески», она создана с отсылом в прошлое. Последнее издание «Светъ» тоже мне дорого. Все труды очень ценны и важны, каждый характеризует меня как автора.

Завершаю создание новой книги с рабочим названием «Остров на ладони». Пока не решил, окончательное оно или нет. Новая книга будет совершенно не похожа на другие. В ее основу легли и радостные впечатления от поездки в Китай и очень печальные после посещения Луганска и Донецка. К сожалению, обстановка там не меняется в лучшую сторону и это тоже находит отражение в моих сюжетах.

Пишу стихи о жизни без всяких прикрас - любовь, потеря, приобретение, встречи. В своем творчестве предпочитаю разноплановость. Каждая книга должна отличаться от предыдущих – в ней новая мысль, новое дыхание. Поэзия - это великий мир, который не похож ни на что. Для меня – это вся жизнь.

Поэзия как ремесло

- Виталий Митрофанович, поэтом нужно родиться или можно им  стать?

- Можно стать. У многих людей есть масса способностей в самых разнообразных отраслях. Часто спорю с коллегами, когда они начинают утверждать, что это талант, гениальность. Отвечаю, что любая способность, не получившая развития, мельчает. Завянет, и ничего не получится.

Я много работаю с молодёжью и всегда говорю, что сразу ничего не бывает, всё происходит постепенно. Только огромным трудом можно многого добиться в любой сфере деятельности.

К поэзии отношусь как к ремеслу и этого не скрываю. Здесь надо уметь себя заставить, мобилизовать. Бывает такое, что ничего не хочется, но начнёшь работать,  и затянет. Глядишь, и новое дыхание открылось, какие-то мысли появились. Запишешь, обработаешь, поиграешь со словами, и получилась хорошая вещь.

Писать хорошие стихи тяжело. У тебя внутри должен быть маленький цензор, который сможет вовремя остановить и повести в нужном направлении. Написать стихотворение получается не сразу. Сначала появляется тема, которая не оставляет равнодушным, наводит на размышления. Сколько на это уйдет времени? Да как получится.

Думаю, что надо уметь работать и не обращать внимания на нежелание. В каждом деле нужно искать интерес. Если в данный момент не пишутся стихи, можно взяться за рецензию, написать отзывы на произведения друзей, коллег. Главное - не позволять душе лениться.

ВАЖНО
Для сохранения языка и популяризации художественного слова должна быть выстроена мудрая линия государственной политики.

- Как вы относитесь к графомании? Можно ли это отнести к творчеству?

- К графомании отношусь прекрасно, это лучше, чем заниматься чем-то нехорошим. Но творчеством ее можно назвать с большой натяжкой, потому что получается не художественное произведение, а поделка. Люди, которые нашли себя в других сферах жизни, частенько отдают этому предпочтение. Поэзия для них – хобби, отдушина.

Но тут стоит понимать, что в литературу, музыку, живопись просто так не войдёшь и просто так из них не выйдешь. Либо затянет, и останешься до конца своих дней, либо придётся постоянно стучаться в закрытые двери.

Очень многие плохо пишущие люди не понимают, что у них не так. Они соблюдают и ритм, и размер стихотворения, но нет художественности, красоты слова. Пишут как акыны: сиюминутный взгляд сразу же переносится на бумагу. В день у таких творцов может получиться с десяток «произведений». При этом они искренне считают себя  поэтами.

Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева написали не более пятисот стихотворений каждый. А наши графоманы пишут по две – пять тысяч стихов очень легко и просто. Но имеют ли они художественную ценность, будут ли  о них помнить через десятки и сотни лет?

Выйти из «болотца»

- Много ли в Оренбуржье перспективных поэтов?

- Наша земля никогда не была скудной на таланты. Проблема в том, что молодые поэты уезжают в другие города. Очень обидно, когда тратишь силы на человека, ожидаешь, что наконец-то этот незрелый бутон вот-вот превратится  в прекрасную розу, а его вдруг  срезают. И он теряется где-нибудь в Москве или в Санкт-Петербурге. Понятно, что человек ищет, где лучше, а рыба -  где глубже. Но когда люди переезжают в чужой город, у них появляется много других забот и не остаётся времени на творчество. Так талант и затухает.

Если уж вы решили связать свою жизнь с литературой, то стоит подходить к этому серьёзно. Необходимо стремиться к совершенству. Мне не нравится, к примеру, когда творческие встречи у ребят остаются на уровне клуба или бара. Понимаю, что раньше известные мастера слова встречались в таких заведениях Москвы, Петербурга или Парижа. Но это были уже состоявшиеся авторы. А когда молодёжь, которая ничего ещё не понимает, создает вокруг себя маленькое болотце, это нехорошо. Должны быть и литературные споры, и обсуждения стихов, и  профессиональный подход к работе. Атмосфера должна быть соответствующая. Молодёжные объединения, возникающие  порой самопроизвольно, тоже очень ценны. Только нужно не дать им замкнуться внутри своего узкого кружка, где нет здоровой конкуренции и литературного роста.

- Кто он - современный поэт?

- Если говорить о молодом человеке, то он явно озабочен судьбой мира. Как поэт он пока не реализовал себя ни в чём, пишет стихи и втайне надеется, что однажды проснётся широко известным.

Человек в годах прекрасно понимает свой потенциал. Многие из них разочаровываются, и пытаются на стихах, написанных много лет назад, выстроить свою биографию.

Есть и такие авторы, к которым отношу себя. Они понимают, что талант нужно постоянно развивать и доказывать свою литературную состоятельность. Таким людям делать это в кайф.

- Какие направления в поэзии развиваются в настоящее время?

- Новые направления в поэзии возникают периодически. Раньше был популярен  постмодернизм, который постепенно сошёл на нет. Сейчас актуален метамодерн и другие современные, порой необычные формы. В таких случаях всегда говорю, прежде чем Малевич создал свой знаменитый квадрат, он писал прекрасные картины в классическом стиле, в каноне. Пикассо тоже начинал с классики, а позже стал экспериментировать.

Положительные новшества мне нравятся, почему бы и нет? Существуют пути, которые могут развиваться, а есть и тупиковые. Например, сейчас появилось движение – фемпоэзия, когда эмансипированные женщины пишут слишком откровенные стихи и с этими «творениями» выступают на публике.

Расти на классике

- Как прививать любовь к стихам в детстве?

- Я сторонник традиционной школы. Нужно начинать с русских народных сказок, с Александра Пушкина. Взрослеть стоит так же, как взрослеет литература. Здесь очень интересен Лермонтов. Можно уже читать «Бородино». Потом пробовать идти дальше, смотреть на Есенина, Некрасова. У нас ведь великолепная база классической литературы. На ней можно вырасти до больших высот. Произведения интересны, по ним параллельно изучаешь историю, понимая,  в какое время это было написано.

Современных авторов можно и нужно вводить в школьную программу. Поэт является зеркальным отражением современной жизни. Он пишет о том, что происходит вокруг. Можно нафантазировать собственный мир, но всё равно никуда не уйдёшь от этой земли. Она рядом с тобой, в тебе. Поэтому пытаться быть её солью, я думаю, надо. Подрастающее поколение нужно воспитывать только личным примером.

- Что нам несёт чтение и сочинение стихов?

- Это помогает тренировать память, увеличивать словарный запас, расширять кругозор. Человеку становится проще общаться. Он узнаёт много новых слов, учится правильно их применять, то есть, овладевает культурой речи. Сейчас у нас в разговоре присутствуют иностранные слова,  жаргон и полужаргон. Я уверен, что язык нужно развивать, только  есть не только прогрессивный путь развития, но и регрессивный. Считаю, что для сохранения языка и популяризации художественного слова  должна быть выстроена  мудрая линия  государственной политики.

Поэзия помогает и в целях логопедии. Очень полезно для этого  читать вслух свои или чужие стихи, пытаться передать интонацию.

Многие мои коллеги не только хорошие авторы, но и подвижники. Они проводят литературные мероприятия, привлекают большое количество людей, воспитывая хороший вкус и прививая культуру.

- А если возникло желание  написать  целую книгу?! С чего начать? Где взять деньги на ее издание?

- Книга – это маленький финал, какой-то итог проделанной работы. Начать надо с того, что просто взять и записать свои мысли, и не обрывками, а выстроить свою систему над словом, запечатлеть, поправить. Одно стихотворение удалось, сохраните его в копилку. Со временем появятся второе, пятое, десятое. Так что-то достойное и накопится.

Предлагайте свои тексты журналам для публикации. В одном не удастся напечататься, наверняка получится во втором или в третьем. Нужно не бояться посылать работы на участие в конкурсах, премиях. Параллельно копилочка ваша наполняется, там уже находится пара-тройка журнальных публикаций. Наберётся 10-15,  вот и книжка почти готова. А потом вдруг премию получите или издательство заинтересуют ваши  работы. Ещё есть всевозможные гранты. Издавать книги оренбургским авторам помогает Союз российских писателей, предоставляя ежегодные творческие стипендии. В год выходит по 15-20 книг, из них порядка десяти принадлежат молодым талантам.

- А пандемия коронавируса как-то отразилась на деятельности литераторов?

- Мы ушли в онлайн. Как автора меня это устраивает - текст всегда находится перед глазами. Если не работаешь над своим, можно чужой отредактировать или написать статью. Но в целом ситуация печальная. На месте сидеть надоело, необходимы поездки, живое общение. Пандемия слишком дорого нам обошлась, очень многих людей потеряли. Хочется уже преодолеть эту заразу и зажить полной нормальной человеческой жизнью.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах