В то, что умер великий кинохудожник Эльдар Рязанов, пока не верит никто. Все, с кем мы сегодня разговаривали, просто категорически отказывались обсуждать смерть кинорежиссера, каждый говорил только об одном: «Он жив, потому что есть его фильмы! И он будет жить, пока мы эти фильмы будем пересматривать».
И, действительно, «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Ирония судьбы или С легким паром!», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Гусарская баллада», «Приключения итальянцев в России»… Все эти фильмы каждый россиянин знает практически наизусть.
Мы просто вспомнили те цитаты, которые приходят в голову сразу, как только называют имя Эльдара Рязанова.
Безоговорочную пальму первенства заняла знаменитая «заливная рыба»: «Какая гадость, эта ваша заливная рыба!» – эту фразу вспомнили многие из сотрудников АиФ Оренбург, причем дальше начали раскладывать самый новогодний фильм всех времен и народов буквально на цитаты: «Пить надо меньше! Надо меньше пить!», «Он у тебя в постели, но он не знает, как тебя зовут? Прекрасно!», «Тепленькая пошла», «Когда делают предложение одной женщине, не вспоминают про другую», «Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого», «Как будто несчастный человек не может быть проходимцем», поток воспоминаний было не остановить.
На втором месте оказалась фраза из «Берегись автомобиля» – «Тебя посодят, а ты не воруй». И опять история повторилась: посыпались любимые выражения «Свободу Юрию Деточкину!», «Жениться надо на сироте», «А не замахнуться ли нам на Вильяма, на нашего, на Шекспира?!».
«Служебный роман» так же не ограничился лишь одной цитатой. Вспомнили и знаменитые сапоги, которые «точно надо брать», и несчастного Бубликова, из которого дергают цветы, и, конечно же, прекрасный диалог между Людмилой Прокофьевной и товарищем Новосельцевым по поводу достоинств и недостатков руководителя: «– Вы утверждали, что я черствая! – Почему? Мягкая! – Бесчеловечная! – Человечная! – Бессердечная! – Сердечная! – Сухая! – Мокрая!» – и еще много другого.
Одним из любимых фильмов редакции оказался «Гараж». Помните невероятного Валентина Гафта с его безумными обращениями «прожорливый вы мой» или «рыночная вы моя», а уж фраза «Неподкупная моя, вовремя предать – это не предать, а предвидеть!» – просто шедевр.
А ведь еще это и «Забытая мелодия для флейты», «Жестокий романс», великие «Небеса обетованные», «Старики-разбойники», «Старые клячи»…
Мы ни раз и ни два еще будем пересматривать их, повторяя вслед за героями фразы.
Правда, теперь мы будем смотреть эти фильмы другими глазами, понимая, что Мастера больше нет и больше он ничего не создаст.