Сейчас о создателе группы Сергее Кузнецове многие забыли, многие и прежде ничего и не знали. А он по-прежнему работает. Разве что нет такого шума вокруг его групп и солистов, как тогда. Новые песни рождаются в небольшой студии, под которую переоборудована квартира в пятиэтажке. Пара компьютеров, синтезатор, ковры на стенах, чтобы не нарушать покой соседей. Поэт и композитор курит сигарету за сигаретой. В его глазах поселилась затаенная грусть. «Жизнь такая», - замечает Сергей.
За Шатуновым - в Акбулак
Будущий папа «Ласкового мая» всегда хотел создать подростковую музыкальную группу. Не в пионерских галстуках с отечественными шлягерами про Ленина, а попсовую, с песнями о первой любви, о мечтах, о детстве. В 1984-ом Кузнецову крупно повезло: директор детского дома выделил колоссальную по тем временем сумму - 20 тысяч рублей безналом для покупки музыкального оборудования и инструментов - редкая городская дискотека работала с таким размахом. Карты чуть не спутала армия.
Вернувшись через два года домой, Сергей нашел музыкальную аппаратуру в сильно потрепанном виде. «Но играть на ней можно было. Стал искать солиста для группы. Переслушал уйму ребят. Не то, - говорит Кузнецов. - Тут в детдоме сменился директор: из Акбулакского детского дома приехала Валентина Тазекенова и привезла с собой двадцать ребят. Того, кого искал, среди них тоже не было. Но я «скорефанился» со Славкой Пономаревым, который музыкой увлекался. Однажды он говорит: «Слышь, Кузя, в Акбулаке пацан есть. Что за голос, не знаю, но слух обалденный». Взяли машину - и махнули за 130 километров ночью. Выловили будущую «звезду», привезли в Оренбург. Он спел что-то из Лозы. С хрипотцой немного, но чувствую - то, что надо».
В студию к Кузе - на коньках
Юрке тогда было 13. Особого энтузиазма к пению у него не наблюдалось. «Однажды, - вспоминает Сергей Кузнецов, - я подхожу к Юрке, говорю: «Василич, давай песню запишем». «Иди ты со своей музыкой, - отвечает. - Я с ребятами в хоккей играть собираюсь». Кое-как уговорил, Юра в студию пришел на коньках, кучу проводов перерезал. Встал к микрофону, спел один дубль и ушел. Я прослушал потом: чисто - даже ничего перебивать не надо».
Решено было подготовить праздничную программу к Новому году. За пару месяцев отрепетировали несколько песен: у Кузнецова тогда, что называется, «поперло». За 15 минут до первого выхода на сцену у группы еще не было названия. Предлагали все, отметали все. «Ласковый май» тоже никому не понравился: звучало слишком слащаво, но решили пока использовать его как рабочее название.
Кузнецов возвращался домой. В голове промелькнуло: «Белые розы». Подумал: «Что за дурацкая фраза». А утром встал, взял ручку, почему-то красную. И за 15 минут родилась песня. Оригинал до сих пор хранится у Сергея дома.
«Ласковый май» порой давал по семь концертов в день, пятьдесят - в неделю. «Однажды приехали мы с гастролями в небольшой город, зал на тысячу мест битком. Аншлаг за аншлагом, - вспоминает Сергей Кузнецов, автор практически всего репертуара группы, при одном упоминании которой девчата 80-х визжали и заламывали руки в восторге. - Мы посчитали: жители города как минимум по два раза должны были побывать на наших концертах». Работали под «минус»: в студии записывали музыкальную основу, на сцене вживую играли клавишные, гитара и звучал голос солиста. Конечно, если пел Юра. Тогда в стране не меньше десяти коллективов выступали, как сейчас бы сказали, под брэндом «Ласковый май». И все с голосом Шатунова. Это был новый продюсерский ход от Андрея Разина. Он появился, когда кассеты с песнями «Ласкового мая», записанные в Оренбурге, добрались до Москвы. Без какой-либо раскрутки по «ящику», просто от одного меломана к другому.
«Пиши песни, и не лезь, куда не просят»
Гонорары за выступления платили бешеные. Выходило по 20-30 тысяч в месяц. Куда их тратить? Квартиру не купишь - времена тогда другие были. Перечисляли на счета детских домов. Юра и сейчас все деньги за концерты, которые дает в Оренбурге, переводит детдому.
В конце 88-го Кузнецов почувствовал себя лишним. Начнет говорить Юрке, что он - пацан, нечего в каких-то клепочках, бусинках выступать. Ему указывают на место: «Пиши песни и не лезь, куда не просят». С «Ласковым маем» он тогда порвал, с Разиным соблюдает нейтралитет - не дружит, и не враждует, иногда сотрудничает, а с Шатуновым до сих пор поддерживает хорошие отношения. Периодически ездит к нему в Сочи, помогает записывать сольные альбомы. У него такая студия там - покруче московских будет. Инструменты на заказ делаются в Англии, с надписью на каждом, что специально для Юры Шатунова изготовлены. 5 июня кумир советской молодежи конца 80-х-начала 90-х дает концерт в Оренбурге.
КСТАТИ
Клавишник Игорь Игошин (группа «Ласковый май») погиб в 1992 году при невыясненных обстоятельствах. Официальной причиной смерти называли самоубийство.
Солист Миша Сухомлинов (группа «Ласковый май») был убит в 1993 году у подъезда Юры Шатунова. Говорят, что в смерти был виноват бизнес с бриллиантами.
Барабанщик Сергей Серков (группа «Мама») живет в Москве, женат.
Солист Денис Беликин (группа «Стекловата») живет в Москве, женат, работает экспедитором в фирме по продаже компьютеров, периодически приезжает в Оренбург, чтобы записать новую песню.
Солист Игорь Веряскин (группа «Чернила для пятого класса») тоже в Москве, у него своя студия, работает сольно.
У солиста Юры Шатунова (группа «Ласковый май») складывается сольная карьера, растет популярность в Германии, год назад родился сын.
И еще был случай
«Белые розы» понравились «дедам»
Андрея С. призвали в армию в 87 году, когда песня пошла в народ. После учебки он попал в инженерную часть под Киевом. Кругом одни «деды». После бани они заявили Андрею: «Все дух, вешайся!» Вечером в программе «Время» рассказали о новой группе из Оренбурга и показали отрывок из клипа на песню «Белые розы». «Дедушкам» так понравилась песня и девушка из клипа, что они Андрея и еще одного парня из Орска взяли под свою «крышу». Больше их в части никто не обижал.