В прошлом году в Оренбуржье отметили 190 лет с визита Александра Пушкина в губернию. В этом году литературный мир отмечает 225-летие со дня рождения великого поэта и писателя.
Оренбуржье неразрывно связано с творчеством Пушкина. Здесь он собирал материал для своего большого исторического труда о Пугачёве. Здесь же зародилась идея знаменитой «Капитанской дочки».
Что дал Оренбург Пушкину, известно давно, и это до сих пор изучается. А что дал Пушкин Оренбургу? Как он повлиял на культурное и творческое развитие региона? Об этом рассказывает доктор педагогических наук, филолог, заслуженный работник высшей школы РФ, специалист в области литературного краеведения Алла Прокофьева.
Основа культурной жизни
Евгения Чернова, АиФ Оренбург: Алла Георгиевна, насколько богат тот багаж знаний, который увёз Александр Сергеевич с собой из Оренбуржья?
Алла Прокофьева: Это огромный пласт знаний, который он мог добыть только здесь. Несмотря на то, что ещё были живы свидетели пугачёвского восстания, знаниями с ними делились и другие видные деятели губернии. Я считаю, что самое большое влияние на Пушкина в Оренбурге оказали два человека. Это Рычков, чьи работы дали основу для характеристики восстания Пугачёва, и Александр Крюков, чья повесть «Рассказ моей бабушки» по сути стала основой для сюжета «Капитанской дочки».
– А чем в итоге Пушкин стал для Оренбуржья? Можно ли оценить его вклад в историю и культуру региона?
– Безусловно. Визит Пушкина в губернию в дальнейшем определил всю культурную жизнь региона. Мы вошли в число пушкинских мест, которые изучают литературоведы и пушкинисты. К нам стали приезжать последователи и ценители великого таланта Пушкина. Так, в 60-е годы XIX века в здании Дворянского собрания на нынешней улице Советской выступал с лекциями о Пушкине Аполлон Григорьев. А ведь это именно ему принадлежит знаменитая фраза «Пушкин – наше всё».
Ещё одна линия, которая активно развивается в Оренбуржье и сегодня, – это научный подход к изучению пребывания Пушкина в Оренбурге. В этом направлении большую работу проводило Пушкинское общество. Но и до него было немало сделано.
Так, братья Юдины в конце XIX – начале XX веков сравнили воспоминания о визите поэта в губернский центр. Один из братьев Михаил посмотрел воспоминания Владимира Даля и Ивана Павловича Иванова, который тоже записал своё восприятие приезда поэта. В записях Иванова нашли много нестыковок и даже придумок. Сегодня это бы назвали фейками. В итоге Оренбургская ученая архивная комиссия провела основательное исследование и установила, что из этих фактов находит подтверждение, а что не отражено ни в каких документах.
Неожиданные детали открылись в ходе Пушкинской конференции в 1983 году с участием исследователя Реджинальда Овчинникова. Он несколько лет изучал наши архивы, биографию Емельяна Пугачёва, переписал всех пугачёвцев. В музее школы № 14 в посёлке Бёрды Реджинальд Васильевич рассказывал ребятам об участниках Пугачёвского восстания. Тогда одна учительница предложила детям вставать, когда они услышат свою фамилию. В классе ученики поднимались один за другим. И сразу стало понятно, что потомки пугачёвцев живы и сегодня. Сколько времени прошло, а имена и фамилии сохранились через поколения.
По следам великого поэта
– Немало внимания и сегодня уделяется именно «Капитанской дочке», тому, насколько реальным был её сюжет и что легло в его основу…
– Да, это так. Большую работу в этом направлении как раз проделывало наше Пушкинское общество. Это была не только научная, но и просветительская работа. Мы постарались рассказать не только и не столько о Пушкине, сколько о тех, кто внёс огромный вклад в изучение его наследия.
Например, вместе с сотрудниками Пушкинского дома мы издали книгу о Николае Измайлове. Этот величайший пушкинист в годы войны жил в Оренбурге. В Оренбургском краеведческом музее работал Сергей Попов, который вместе с Измайловым ездили в Татищево и село Нижнеозёрное. Они измерили расстояние до станции Оренбург и через эти вычисления пришли к выводу, что прототипом Белогорской крепости, вероятнее всего, стало именно Татищево. Там, к слову, недалеко тоже есть меловые горы, которые могли дать название крепости.
Без фейков не обошлось
– Вы уже упомянули про различные мифы и легенды, связанные с визитом Пушкина в Оренбург. Удалось ли развенчать какие-то из них?
– Конечно. Это происходит благодаря большой архивной работе с разными источниками. Несмотря на всё это, до сих есть факты, которые трактуются по-разному. К примеру, до сих пор не все оренбуржцы знают, что Пушкин никогда не останавливался в доме Тимашевых, что стоит сейчас на нынешней улице Советской. В источниках указано, что он жил в доме губернатора Перовского, и этот особняк действительно принадлежал ему. Но точно установлено, что на момент приезда поэта Перовский жил на даче.
В губернаторском краеведческом музее хранится посмертная маска Пушкина, одна из существующих четырёх копий. Долгое время считалось, что её передал Владимир Даль. Но сейчас есть основания говорить о том, что, вероятнее всего, она была из личного архива оренбургского губернатора Василия Перовского. Он увлекался коллекционированием таких масок и был очень дружен с Жуковским, который и занимался снятием посмертного слепка.
Ещё более интересны случаи, когда местные жители сами начинают верить в легенды. Так, я сама в 1982 году во время пушкинской экспедиции встретилась со старожилами, которые показали им место, где произошла дуэль Гринёва со Швабриным. Несмотря на то, что эта история – полностью литературный сюжет, люди верили в причастность их местности к этим событиям.
Для того, чтобы просвещать оренбуржцев и гостей нашего края в литературном краеведении, городу остро нужен литературный музей. В нём можно было собрать все достоверные сведения о деятельности известных писателей в нашем регионе. В этой области ещё много неизведанного и интересного.
А в целом можно сказать, что именно работа Пушкина на оренбургской земле сделала из Пугачёва не только исторического, но и литературного героя. Если бы этот бунт не нашёл отражения в произведениях Александра Сергеевича, то это событие осталось бы только на страницах учебников истории, а про Пугачёва сегодня знали бы не больше, чем о том же Иване Болотникове. Так что Пушкин по праву может считаться главным, как сегодня бы сказали, пиар-менеджером Пугачёва.