Сегодня, 29 ноября, крупнейший автопроизводитель России - Волжский автомобильный завод- начал товарный выпуск автомобиля Lada Granta. Новую машину спроектировали на платформе Lada Kalina, но по заверениям производителя, её конечная стоимость будет дешевле предшественницы.
Lada Granta обещает стать «бомбой» на автомобильном рынке России, а в перспективе - и восточной Европы. Похоже, на этот раз в Тольятти постарались максимально воспользоваться шансом вывести в продажу бюджетный автомобиль, конкурентов у которого среди иномарок просто нет. По крайне мере - по цене.
Дёшево, но не сердито
В целом по дизайну машина удалась. Granta смотрится, ощущается и едет как добротный автомобиль. Максимально удешевленный, но настоящий.
В фактуре пластика передней панели безошибочно узнается ВАЗ, но форма ее удобна и продуманна, а на ухабах и щебенке детали салона не скрипят и не гремят. По крайней мере, на автомобилях из предсерийной партии, которые вернутся на завод для дополнительных испытаний.
Разработка Lada Granta на базе седана Kalina заняла чуть более двух лет: решение о старте проекта было принято в мае 2009 года. Рецепт нового бюджетного автомобиля был прагматическим: наиболее «свежая» платформа «Калины» (разработанная с применением цифровых технологий), иностранные поставщики плюс тотальное удешевление и повсеместная экономия на мелочах.
От «Калины» ее отличают почти 400 оригинальных деталей (260 из них закупаются у сторонних поставщиков) и цена: базовая стоимость «Гранты» почти на 20% ниже, чем у «Калины»-седана, который был снят с производства в мае. С января ВАЗ устранит еще одного внутреннего конкурента – прекратится сборка «пятнахи» - седана ВАЗ-2115 Samara.
Рулевое колесо Granta c подушкой безопасности спроектировано в Германии, оснастка для изготовления передней панели заказана в Италии, ремни безопасности – японской Takata, усилитель руля – корейской Mando, система выхлопа целиком разработана немецкой Eberspaecher. Кубический багажник объемом в 500 литров – явно сделан с оглядкой на Renault Logan, дизайн – свой собственный.
Для Lada Granta был разработан оригинальный щиток приборов, с двумя круглыми шкалами спидометра и тахометра, экранчиком борткомпьютера и приятной зеленой подсветкой – против сохранения «калиновской» комбинации с полукруглым спидометром запротестовали дизайнеры, а вот блок управления печкой остался прежним. При этом в целях удешевления решено было отказаться от указателя температуры – о перегреве теперь сигнализирует лишь контрольная лампочка. Нет и регулировки яркости, которая имеется даже на «классике», зато благодаря оптимизации формы воздуховодов на первой скорости отопитель работает практически неслышно.
100 тысяч на будущий год
При этом в сравнительно тесном «калиновском» кузове удалось сохранить достаточно жизненного пространства. Руль «Гранты» получил регулировку по высоте, однако диапазон его перемещения невелик, и приподнимать баранку вверх будет удобно только высоким водителям. Неудобно расположены и кнопки стеклоподъемников – для доступа к ним приходится сильно изгибать руку. Однако, как пояснил главный конструктор проекта Сергей Мединец, этот компромисс также связан с пассивной безопасностью – более широкий подлокотник был бы расположен ближе к ноге пассажира, что критично при боковом ударе.
Новые сиденья имеют два варианта набивки – более плотной, либо мягкой, а задний диван приспособлен к перевозке грузов: его можно сложить, либо вовсе убрать из салона.
Чтобы сделать производство менее затратным, разработчики экономили на мелочах и совершенствовали технологию сборки. Передний бампер «Гранты» состоит из трех деталей против прежних девяти, обшивка двери также состоит из трех частей (раньше было 15), а панель приборов – из 39 против 52-х.
Пока стоимость «Гранты» в комплектации «Стандарт» составляет 229 тысяч рублей, а версия «Норма» стоит 256 тысяч. Это даже дешевле, чем самая доступная в этом классе иномарка - ЗАЗ Шанс (его цена в «голой» комплектации - от 250 тысяч рублей.) Ещё один известный автомобиль в этой нише - Renault Logan и вовсе предлагают в самой дешёвой комплектации за 340 тысяч рублей с доставкой в Оренбург. А это - на 110 тысяч дороже вазовской новинки.
У АвтоВАЗа серьёзные планы по выпуску новой модели. В 2012 году тольяттинцы рассчитывают собрать 100 тысяч штук Granta. При этом частично производство будет перенесено и на завод ИжМаш.
Кстати
По словам президента «АвтоВАЗа» Игоря Комарова, японский Nissan документально оформил намерение выпускать на платформе «Калины» автомобиль под своей маркой для рынков России и СНГ. Также ВАЗ ведет разработку «большого хетчбэка», подробности о котором пока не разглашаются. Однако уже сейчас известно, что обновленная Lada Kalina получит капот и крылья от «Гранты», а «развести» их внешность планируется за счет дизайна бампера и передней оптики.