За последние месяцы это уже третье повышение цены на голубое топливо: в совокупности рост его цены составил 3 рубля, что составляет почти четверть стоимости.
Экономия вылетает в трубу
Использования газа вместо привычного бензина в автомобильных двигателях выгодно и автовладельцу, и экологам. Пропан-бутановая смесь традиционно почти вдвое дешевле народного Аи-92. А при её сгорании вредных выбросов в атмосферу образуется в десятки раз меньше, чем при использовании бензина, причём без всяких хитрых нейтрализаторов и впрысковых систем Евро-III.
Оренбургская область среди российских регионов - один из безусловных лидеров по числу автомобилей, переоборудованных под газ. Более того, у нас даже с успехом реализовывались целевые программы перевода муниципального пассажирского и спецавтотранспорта для работы на газе. Это и неудивительно: голубое топливо в Оренбурге практически всегда стоило очень дёшево, ведь под боком - гигант-Газзавод, который производит две третьих всего российского сжиженного газа. Как говорится, сам Бог велел ездить, экономить и сберегать окружающую среду.
Однако последнее время ситуация с газом стала критической. Цена на голубое топливо стремительно догоняет по стоимости бензин. Сами заправщики уверяют, что причиной всему - рост отпускных цен производителя. Может, это и так, но почему же тогда все газовые заправки, как по команде, поднимают цену в в один день и ровно на рубль? А соседних регионах сжиженный газ оказывается заметно дешевле, чем в Оренбурге? Так, в Челябинске литр пропан-бутана стоит всего 13-13,5 рублей, в Татарстане - от 14,5 рублей… Более того, если присмотреться внимательнее к документам, которые выписываются, скажем, челябинским заправщикам на каждую заправочную ёмкость, то окажется, что там торгуют… оренбургской продукцией! Выходит, наш газ у нас же и стоит дороже всего!
За всё платит пассажир?
Чем же грозит рост стоимости голубого топлива? В первую очередь - ростом цены на проезд в общественном транспорте и на междугородних перевозках. Дело в том, что на газе сегодня ездят практически все маршрутные «Газели» и «Пазики». А, следовательно, для компенсации «топливных сборов» рассчитается пассажир. Среди владельцев «маршруток» уже обсуждается проект повышения стоимости проезда до 15 рублей с 1 января будущего года. Прекрасный подарок к Новому году!
Следующими ценовой удар примут на себя мелкие грузоперевозчики: их машины так же в основной массе своей переделаны под газ. Следовательно, придётся повышать стоимость доставки грузов, а это потянет за собой цепочку удорожания практически всех товаров - от булки хлеба в киоске до стиральной машинки, которую ведь тоже нужно привезти из магазина на той же «Газельке».
Наконец, третьими почувствуют повышение цены голубого топлива жители тех домохозяйств, до которых ещё не дотянулись блага цивилизации и кому приходится покупать газ в баллонах. Теперь заполнить 50-литровый бытовой баллон стоит около 750 рублей, а хватает его на месяц-полтора использования газовой плиты. Причём баллонным газом пользуются, как правило, малоимущие семьи. И при таких расценках впору кизяк сушить, иначе совсем вылетишь в трубу…
КСТАТИ:
Как сообщили в Оренбургском региональном управлении Федеральной антимонопольной службы, никаких проверок по факту одновременного повышения цены газовыми заправщиками не проводится. Непонятно: когда бензин дорожает, то шуму много. А что творится на рынке газа, вроде как никого не интересует. Может после нашей публикации будут проверки на предмет «газового сговора»?