Кого из оренбуржцев ни спроси, Берга знают только одного - нынешнего губернатора. В очередной раз задаёшься вопросом: кто виноват и что делать? Ясно пока только одно - добрую историческую память о человеке необходимо восстановить.
Так русский или швед?
Глядя на оренбургские памятники, всегда есть чему удивляться. Самый большой монумент в городе - это Чкалов на Бульваре. То, что Валерий Павлович лётчик - герой, вроде всем известно. Но к нашему городу он не имел отношения вовсе. Один из самых последних памятников соорудили Петру I. Правда, у нормальных людей язык не поворачивается называть это памятником, но и первый император России тоже у нас быть никак не мог - Оренбурга ещё попросту не существовало. К чему такое начало повествования? Да всё к тому, что Аксель Иванович Берг, человек мировой славы, не заслужил в нашем городе не то что памятника или бюста, но даже крохотного переулка со своим именем. Единственное почтение от благодарных потомков – мемориальная дощечка на фасаде дома где он родился и жил. Ныне это неказистое одноэтажное строение по адресу: ул. Советская 10.
Фразу: «Это дом Берга» мы можем услышать только от экскурсоводов, да и то нечасто. На мемориальной вывеске есть надпись «академик А.И.Берг». Это конечно правильно, но очень скупо. К тому же слово «академик» понимается многими как какой-нибудь книжный червь, пожилой ботан (на нынешнем сленге). А ведь Берг большую часть жизни был флотским офицером, прошедшим путь от гардемарина до адмирала. Он являлся ветераном трёх войн: Первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной. А всех его званий и регалий не перечесть.
Вильям Савельзон, лично встречавшийся с Бергом, считает что жизнь описываемого героя заслуживает крутого авантюрного романа. Я не могу согласиться с такой красивой формулировкой, слишком уж драматично сложилась жизнь и судьба у Акселя Ивановича. Он не раз имел все шансы расстаться с жизнью, причём не только на войне. Его насыщенной биографии могло бы хватить на несколько персон. Свою жизнь длиною в 86 лет он прожил более чем достойно. Книги о нём написаны, пусть не художественные, но зато ещё при жизни!
Биографическая книга в серии ЖЗЛ вышла только год назад за авторством Юрия Ерофеева. Думаю, не мешало бы привести некоторые цитаты из мемуаров самого адмирала: «Откуда у меня такая фамилия – Берг? Дело в том, что я на три четверти швед, на четверть итальянец, и по всему этому я русский адмирал. Отец мой – начальник штаба Оренбургской бригады Иоганн Александрович Берг. Так что я правильнее Аксель Иоганнович».
Особым козырем в биографии Берга станут подводные лодки. Будучи молодым офицером, он успел повоевать на них ещё в годы Первой Мировой войны. Уже тогда штурман Берг не хотел мириться с тем, что оборудование немецких подлодок превосходит наше. Особого внимания заслуживает факт, что после Октября 1917 у потомственного шведского дворянина не возникло никаких проблем с флотским личным составом, матросы относились к нему с большим уважением, и сразу избрали его в судовой комитет, а потом и в командиры подлодки. Воевать «за народную власть со своим же народом», - как пел Тальков, особо не приходилось, так как в годы Гражданской главным врагом на Балтике были не свои «белые» а британские интервенты.
В августе 1919 экипаж Берга потопил английский эсминец «Виктория». Но у краснофлотцев оставались ещё проблемы с радиосвязью, в отличие от англичан. Поэтому Аксель Иванович целиком окунается в сферу подводной радиоэлектроники. В 20-е годы он заканчивает Военно–Морскую академию; в начале 30-х за заслуги в радиовооружении флота награждён орденом Красной Звезды. В научных командировках объездил несколько стран Европы, был и в США.
«Садитесь, товарищ Берг»
Мы давно привыкли к чудовищной формулировке, что добро в нашей стране никогда не остаётся безнаказанным. Вот и Бергу вскоре припомнят все таланты, происхождение, заграничные вояжи; и воздадут «по заслугам» в 1938г., причислив к агентам нескольких иностранных разведок. Самым страшным испытанием в течении почти трёх лет заключения было ожидание приговора. Именно ожидание, поскольку исполнение приговора «врагам народа» часто происходило уже на следующий день после суда. А Берг знал, что статьи 58-1 «б»; 58-11, фигурирующие в его «Деле» - расстрельные. Но поразительно: находясь в таких условиях обвиняемый не просит о пощаде, а даже на допросах передаёт записки с личными рекомендациями по совершенствованию радиосвязи на флоте. «Необходимо организовать управление связи, возложив на него функции подготовки кадров, выдачи заказов промышленности, руководства приёмкой…» Он также чертит подробные схемы по гидроакустике субмарин.
Нам сегодня трудно это представить. Разве он забыл, где находится? Или не знал про народовольца Кибальчича, который создал в заключении чертежи ракетного двигателя, но от виселицы это не спасло. К тому же деспотичные царские времена теперь казались либеральными, и в ту эпоху Кибальчич хотя бы знал за что идёт на эшафот. Остаётся только предположить, что благородное происхождение Берга генетически предопределяло его работать в любых условиях только на благо отечества.
Вдруг однажды энкэвэдешники выдернули его из камеры, отмыли, накормили и куда-то повезли. Как вспоминал сам Аксель Иванович: «С великим изумлением, через щель в шторках машины, вижу, что въезжаем в Кремль. Уже потом я узнал: канун войны – у немцев, американцев, англичан есть радиолокаторы. У нас – нет. Сталин приказал узнать:
- Кто у нас занимается радиолокацией?
Навели справки, доложили:
-Был такой Берг, но оказался враг народа.
-Если жив – доставить ко мне.»
Так арестант, который был ещё жив, хотя и еле-еле, оказался в длинном сталинском кабинете.
- Садитесь, товарищ Берг, - предлагает Сталин. Расскажите мне вкратце о принципах радиолокации.
Невольник самого свободного в мире государства напрягает все свои способности, и начинает излагать: излучатель – цель – приёмник – преобразователь. Но гений всех времён и народов не врубается. И узник Берг выдаёт с досады:
- Для того, чтобы понять принцип радиолокации, товарищ Сталин, недостаточно иметь образование в объёме духовной семинарии.
Видимо Берг знал, что терять ему нечего, - одну голову дважды не отсекают. Но реакция Сталина была неожиданной. Он рассмеялся и сказал:
- Да, пожалуй, что вы правы. Идите, работайте. Никто вас больше не тронет.
Уж действительно, капризы и прихоти тиранов невозможно предугадать: когда казнят, когда помилуют. Тем не менее со смертью своей Аксель Иванович уже разминулся.
Офицерское звание – капитан I ранга было восстановлено, но самое сложное только начиналось. Задача номер один была в максимальном сокращении отставания советского Военно – Морского флота от немецко – фашистского. Но новатор Берг считал, что мы должны уже и в чём-то превзойти сильного противника, причём не только на море. К 1942 году были готовы разработки радиоуправляемых мин. В оккупированном Харькове такая взрывчатка была впервые успешно применена против нацистов. По сведениям, сам Гитлер не мог себе такого представить:
- Какие ещё дистанционные мины, если у русских нет нормальной связи в дивизиях?!
А ведь Гитлер был прав по поводу связи и бардака в Советской армии. Да ведь и были у него все шансы сокрушить «колосс на глиняных ногах» как часто называли СССР. Не учли педантичные немцы сам факт существования в неарийской стране таких самородков как Берг, и потому лишились своего преимущества как самой непобедимой армии.
КиБергнетика
Войну Аксель Иванович закончил в звании адмирала. А потом ему присвоили и сугубо штатское звание академика. Он первым подал идею, что впредь война с вероятными противниками будет вестись уже в сфере высоких технологий, и что без этого никакой энтузиазм и патриотизм выиграть не помогут. Но кибернетика считалась у нас лженаукой, поэтому в первые годы холодной войны разрыв между Западом и СССР увеличился снова. Между тем А.И.Берг при маршале Г.К.Жукове становится заместителем министра обороны. Второй человек в вооружённых силах – должность хлопотная. И вдруг, в 64 года случился обширный инфаркт. Аксель Иванович чуть богу душу не отдал, но на инвалидность уходить категорически отказался. Правда с полувековой военной карьерой пришлось расстаться, но тут началась новая не менее интересная и не менее ответственная деятельность.
Теперь Берг возглавил советскую кибернетику. Он снова в строю, снова в любимой стихии высоких технологий. В научных кругах эту стихию в шутку называют «киБергнетикой». Но главный прогрессист страны Советов не ограничивается трудами по самой точнейшей из наук. Он пишет статьи по педагогике, психологии, философии, биологии. Ну просто Ломоносов XX века! Кроме того, на старости лет маститый учёный проявил себя как неплохой спортсмен (!), а именно: лыжник и шахматист.
И всё бы хорошо, да только жизнь ни у кого не вечна. Как говорил сам Аксель Иванович: «Все мои предки жили долго и продуктивно, до 80 – 90 лет». И он ушёл на этом же рубеже, сполна выполнив своё предназначение.
Думаю, что оренбуржцы должны хоть немного позаботиться об увековечении памяти такого Гражданина – именно с большой буквы. Слышал, что есть идея создания музея в доме на ул. Советской 10. Однако хороших идей у нас много, да только вот воплощение… Хотелось бы, чтобы власти на сей раз задумались, и хоть что-то полезное реализовали.
Смотрите также:
- Полутона и оттенки истории. Красно-бело-казачье Оренбуржье начала XX века →
- «Гулял по Уралу Чапаев-герой». 130 лет прошло со дня рождения полководца →
- Как начиналась война. 75 лет назад фашистская Германия напала на СССР →