Международный День памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Видео опросов, в ходе которых молодёжь в лучшем случае не может ответить на вопрос, что такое Холокост, в худшем - предполагают, что это какой-то праздник, разошлось по всему интернету.
О том, как заложить и вырастить в подрастающем поколении эмпатию, об отношении к ЕГЭ и о том, как сделать даже самые серьёзные и тяжёлые темы интересными для детей, беседуем с кандидатом педагогических наук, учителем истории и обществознания гимназии №3 Оренбурга, автором сценария видеоспектакля «Сюжеты истории холокоста» Татьяной Каратаевой.
Разбудить потенциал школьника
Анна Мурзина, «АиФ Оренбург»: Татьяна Алексеевна, что подвигло вас выбрать для такой серьёзной темы, как холокост, такой способ подачи, как спектакль?
Татьяна Каратаева: Этого, наверное, не хватает в своевременных детях – сострадания, жалости, гуманизма, поэтому в основном в нашей работе, а я считаю её душевной, творческой, акцент идёт на ценностный потенциал школьников. Его надо разбудить. Часть жизни подростков проходит в интернете, с гаджетами. Моя задача – найти такой подход и средства, чтобы тема Великой Отечественной войны осталась в памяти не только датами, значением и фамилиями военачальников, но и фразой советского офицера Александра Печерского, поднявшего восстание в лагере смерти Собибор: «Самая лучшая месть фашистам – выжить».
Поэтому 10 лет назад я написала первый сценарий спектакля, который мы поставили вместе с учениками. Сейчас у нас уже 10 спектаклей по моим авторским сценариям. Стараемся приурочить их к юбилейным и памятным датам и не только. Делали к 75-летию событий в концлагере Собибор, о Хрустальной ночи в Германии осенью 1938 года, работали, конечно, над темой блокады Ленинграда, над ключевыми битвами.
У меня есть единомышленники в педагогическим университете - доцент кафедры всеобщей истории Ольга Владимировна Гугнина. В нашей гимназии меня поддерживает мой бывший классный руководитель, преподаватель русского языка и литературы Ольга Владимировна Зобова. Именно она развила эту тягу к творчеству в общем, и к спектаклям, как к методу педагогической работы, в частности.
Живая история - это бесценно
- Как подготовка к спектаклям помогает вашим воспитанникам прочувствовать тему?
- К примеру, мы делали постановку «Дороги войны». Мало того, что я включила в сценарий факты, которых нет в школьной программе, ещё и каждый участник готовил историю об участниках войны из своей семьи, открывая для себя новые знания. Девочка, которая играла роль Зои Космодемьянской, впоследствии написала замечательную работу-исследование, выяснив, что начиная с русско-японской войны до Афганистана и Чечни, её родственники участвовали в боевых действиях.
В этом году коронавирус попытался нарушить наши планы. Мы планировали приготовить спектакль к Международному дню памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января. Но собираться на репетиции было нельзя. Поэтому мы сделали видеоспектакль. Это новый хороший опыт, мы поняли, что зря не снимали наши первые спектакли, они сохранены только в виде сценариев.
- Ваш опыт востребован в учительской среде? С кем вы ещё сотрудничаете?
- У нас налажены связи с Фондом «Холокост», на их сайте размещён один из наших прошлых спектаклей «Праведники мира: уроки прошлого». С постановкой «Вечер памяти жертв Холокоста» я приняла участие в международном конкурсе «Холокост: память и предупреждение». Более одной тысячи участников, 160 методических разработок представлены педагогами, 13 – в финале, среди которых и моя работа. Это заслуга всех, с кем мы работали – мои коллеги-педагоги, студенты, ученики.
Мы готовимся выложить видеоспектакль на сайте педуниверситета, потом, возможно, на сайте гимназии №3. Я являюсь руководителем региональной стажировочной площадки учителей истории и обществознания со стажем до трёх лет «Школа молодого учителя», одни молодые коллеги брали наши сценарии за основу, другие, вдохновляясь нашим примером, просто решали попробовать поставить собственный спектакль.
Но всё-таки хотелось бы, чтобы опыт распространялся более активно. Времена меняются, если для нас участники Великой Отечественной были реальными людьми, которые приходили к нам на классные часы и были живыми свидетелями событий, то для сегодняшних 14-летних война – это параграф в учебнике. Один из многих. Поэтому способ окунуть их в эмоции, переживания, сочувствие, сопереживание должен быть доступным среди инструментов у педагогов.
Способы воспитания патриотизма, уважения к истории и гражданской идентичности от поколения к поколению должны трансформироваться и совершенствоваться. Результаты анкетирования, проведенного нами, свидетельствуют о том, что 27% опрошенных старшеклассников размышляют о переезде в другую страну, 34% равнодушны к целостному восприятию прошлого, настоящего и будущего России. Социальный инфантилизм, нетерпимость к расовым, этическим, религиозным различиям – это наша реальность.
В приоритете - подготовка к ЕГЭ
- На ваш взгляд, насколько эффективна программа изучения истории в школе?
- Сейчас нет отдельных часов для исторического краеведения, это большое упущение на мой взгляд. Наш край имеет богатейшую историю, у нас прекрасные этнические и конфессиональные традиции, архитектурные памятники и памятники природы. У нас много причин гордиться своей малой родиной – об этом надо рассказывать, ездить на экскурсии, чтобы человек идентифицировал себя с местом, где он родился и растёт.
Сейчас в учебном процессе 2/3 времени занимает подготовка к ЕГЭ. На воспитательную работу остаётся меньше сил и ресурсов. У меня нет отрицательного отношения к ЕГЭ. Я считаю, если к нему начинать готовиться своевременно и делать это размеренно, начиная с пятого класса, это эффективный способ определения уровня знаний. Если начинать готовиться в последний год, а то и меньше, то какого результата можно ожидать?
И зарплата нам платится за уроки, а не за спектакли, сценарии к которым я пишу исключительно по ночам. Как, собственно, и диссертацию, и программы спецкурса и методические пособия. Но это не значит, что этого не нужно делать. Это необходимо мне самой, для моего профессионального и духовного роста.