Корреспондент АиФ Оренбург разбиралась, как десятилетние мальчишки заглядывают в будущее и разрабатывают роботов.
Печатаем… роботов
«Обычный кружок моделирования», - подумают многие. И ошибутся. Простые, на первый взгляд, машины мальчишки не только сами собирают, но и полностью программируют их работу. Самые настоящие роботы рождаются здесь буквально из ничего.
- Мы занимаемся по трём направлениям, - рассказывает Андрей МОСКВИН, руководитель и идейный вдохновитель оренбургского клуба робототехники. - Первое - спортивная робототехника для ребят 10-12 лет. Здесь они собирают модели роботов из готовых деталей и программируют их, задавая им разные функции, будь то движение по лабиринтам, определённым линиям или сборка кубика Рубика. Это направление более или менее знакомо людям, поскольку комплекты в принципе можно купить в магазинах.
Второе направление - схемотехника для мальчишек от 12 лет. Это уже промэлектроника: ребята сами собирают микрокомпьютеры, которые они создают их радиодеталей, полностью программируют их и даже сами проектируют детали, которые потом печатают на 3D-принтере. В итоге робот, собранный в этом клубе, обойдётся гораздо дешевле «собратьев по разуму», которые существуют сегодня на рынке.
Ровно год назад сын Андрея Ян всерьёз увлёкся созданием роботов. Это увлечение из детской комнаты сначала вышло на уровень секции в школе, а потом превратилось в городской клуб. В Интернете нетрудно найти модели роботов, которые можно создать дома. Сейчас в комнате Яна уже наполовину собран робот-андроид, который может разговаривать, двигать руками и головой. В будущем, когда у робота появятся ноги и будет решён вопрос с питанием, он сможет передвигаться. Цель этой масштабной работы далеко не игрушечная.
- Когда у этого андроида появится необходимое программное обеспечение, он станет руками, ногами и глазами детей, которые из-за разных болезней не могут покинуть свою комнату, - рассказывает Ян Москвин. - Если робот попадёт в тот же музей, он через специальный шлем «покажет» детям всё, что там есть с полным эффектом присутствия и возможностью взять в руки вещи и рассмотреть их под разным углом.
Дети уровня «студент»
По словам Андрея Николаевича, сегодняшние школьники ушли далеко вперёд от взрослых в вопросах понимания роботов и их работы. Причём все открытия и разработки они совершают ещё за школьной партой.
- Есть одна серьёзная проблема, с которой сталкиваются эти дети, и дело здесь не только и не столько в деньгах, хотя все эти наборы конструкторов стоят недёшево, - признаётся Андрей Москвин. - В городе почти невозможно найти преподавателей, которые могли бы с ними заниматься. Помощь в этом нам предложили в оренбургском филиале Московского технологического института. На их базе сейчас и работает клуб.
Это, по мнению педагогов клуба, красноречиво говорит о том, в каком состоянии сегодня находится техническое образование. То, что 12-летние школьники делают в клубе, сегодняшние студенты изучают только на втором курсе. И это, по словам Москвина. Не показатель того, что у нас дети вундеркинды, а того, как сильно отстаёт высшее образование.
- Сегодня в школах отменили черчение, астрономию, уроки труда превратились в чисто теоретические занятия, то, что дают сегодня на уроках информатики устарело настолько, что применять эти знания вообще нигде невозможно, - говорит Андрей Николаевич. - Поэтому обида детей на взрослых из-за того, что они не додают им знания, выливается в самостоятельные поиски чего-то интересного. Так и появляются разные клубы, подобные нашему. А перебивать детский энтузиазм нельзя, нельзя загонять их в рамки образовательных программ, которые зачастую не соответствуют уровню знаний этих детей.
Робототехника сегодня востребована как никогда, считают преподаватели клуба. Армия переходит на беспилотники, а научить студента собирать и программировать их некому.
- Мы потеряли целое поколение инженеров в 90-е, - продолжает Евгений ЛАРИН, преподаватель клуба робототехники. - Именно они должны были подготовить тех, кто сегодня уже должен учить наших детей. Электронику до сих преподают по старым программам, которые по сути даже не прошлый, а уже позапрошлый век. Есть хорошие методики преподавания автоматического программирования, которым уже по 30 лет, они не потеряли своей актуальности, но больше нет ничего.
Когда преподаватели вузов видят, что делают 12-летние дети, они порой не сразу понимают, что это разработки не студентов, а школьников. При этом, все соглашаются, что нужно развивать и поддерживать такое направление, но на деле шаг навстречу не делает практически никто.
Дорогу молодым?
- Есть даже несколько грантов на развитие роботостроения, но заявиться на них нам практически невозможно, - сокрушается Андрей Москвин. - Там странные ограничения по возрасту - участвовать могут только люди с 18 до 25 лет. Но роботами сегодня занимаются дети гораздо меньшего возраста. Если начинать работать в этом направлении со студенчества, это уже поздно. Именно в средней школе у детей есть то важное сочетание любознательности и способности к обучению, которого не хватает более зрелым людям. Так что пока мы можем развиваться только на собственном энтузиазме и на поддержке московского вуза. Ни одно региональное учебное заведение не заинтересовалось нашей работой.
Несмотря на всё это, оренбургские ребята уже готовятся представить свои разработки на первом областном конкурсе робототехники. Дальше - курс на всероссийские соревнования, а возможно, куда-то дальше.
Смотрите также:
- Из крайности в крайность. Педагог - о школе, вузе, ЕГЭ и профориентации →
- Оренбурженка стала первой женщиной-профессором математики в Кембридже →
- Чем живут и на что надеются современные студенты и выпускники вузов →