Сделка с «липой». На 16 млн обманули Минздрав Оренбуржья при покупке техники

Ничего не боятся!На 16 млн обманули Минздрав Оренбуржья при покупке медтехники. © / Оренбургский областной онкодиспансер

Шокирующая криминальная история разворачивается в Оренбургской области. Группа подозреваемых в мошенничестве обманули Минздрав региона на сумму почти в 16 миллионов рублей. На кону — дорогостоящая медтехника, предназначавшаяся для Оренбургского онкодиспансера, и, как следствие, шанс на выздоровление страдающих онкологическими заболеваниями оренбуржцев.

   
   

Наживаются на самом страшном

В декабре 2024 года в Ленинский районный суд Оренбурга поступило уголовное дело в отношении трех лиц, обвиняемых мошенничестве в особо крупном размере, совершенном путем обмана и злоупотребления доверием.

Согласно материалам следствия, в период с 1 января по 31 декабря 2020 года, обвиняемый в преступлении житель Екатеринбурга, являясь единственным учредителем и директором фирмы «Современные технологии», заключил контракт с Минздравом Оренбуржья на поставку дорогостоящего диагностического оборудования для оренбургского онкодиспансера. Сообщниками подозреваемого стали неустановленное следствием лицо из числа должностных лиц Минздрава Оренбургской области, а также двое жителей Челябинска. Последние выполняли организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, включая управленческие, функции в коммерческой организации. Желая обогатиться, стороны условились провернуть мошенническую схему на крупную сумму

План был таков: компания «Современные технологии» заключила контракт с ГАУЗ «ООКОД» . Через систему закупок Минздрав намеревался приобрести три системы ультразвуковой визуализации экспертного класса. Кроме этого, исполнитель контракта должен был ввести в эксплуатацию ультразвуковые аппараты и обучить технике работы на них.

В итоге деньги ведомство фирме перечислило в сумме 15 931 750 рублей, однако аппаратов УЗИ областной онкодиспансер так и не увидел.

Порочная практика 

Стоит сказать, что ООО «Современные технологии» ведет свои дела в Оренбургской области с 2015 года. До данного происшествия компания уже исполняла крупные контракты в регионе. Что же случилось на этот раз?

Как пояснил оренбургский юрист и общественник Дмитрий Болдырев, на рынке госзакупок сложилась порочная практика, когда такое дорогостоящее медицинское оборудование, заводы изготовители и/или официальные дистрибьюторы резервируют под определенного поставщика. На сленге поставщиков это называется «Защита проекта». Обычно нужный заказчику поставщик заранее знает потребности заказчика и имеет возможность «защитить проект». Поэтому другим предпринимателям, решившим купить такую «проектную» технику, выставляют цену или условия, которые не приемлемы или не конкурентны.

   
   

Возможно в данном случаи, имеются признаки антиконкурентного соглашения, которое предполагает согласованность воли и действий, осведомленность каждой из сторон о намерении друг друга действовать определенным образом с целью ограничения конкуренции.

К сожалению, подобные истории в нашем регионе - не единичны. Особенно много фактов, когда оплачиваются фактически невыполненные работы либо, как в данном случае, не поставленная техника или материалы. То есть заказчик и исполнитель подписывают акты приемки, производится оплата, а предмет закупки поставляется позже. 

— У нас в регионе широко применяется практика по освоению бюджетных средств под конец года, — отмечает Дмитрий Болдырев. — Есть такая общероссийская забава — «освой бюджет до 25 декабря», активно этот процесс идет в период с 10 по 25 декабря. То, что произошла такая история с нашим Минздравом совершенно неудивительно. Ответственно заявляю, что к сожалению, в последние годы в Оренбургской области, коррупция стала «обычаем делового оборота».

Удастся ли теперь получить аппараты УЗИ или хотя бы вернуть деньги - большой вопрос.

Ломать — не строить

Отметим, что данное происшествие — не первый скандал, связанный с оренбургским областным онкодиспансером и дорогой аппаратурой. В 2020 году в больнице не могли на протяжении 10 месяцев собрать привезенный аппарат лучевой терапии, приобретенный за 170 млн рублей. Все это время столь необходимое пациентам оборудование лежало на складе, а самих больных отправляли в орский онкодиспансер за 300 километров.

Контракт был подписан 8 мая 2020 года, однако к моменту прибытия ускорителя помещение для его размещения подготовлено не было. Примечательно, что старую гамма-установку разобрали в два счета, а новая так и осталась стоять на складе.

Ситуацию усугубил еще и тот момент, что по условиям контракта фирма-поставщик должна была получить деньги после того, как аппарат будет смонтирован и запущен. В итоге после 10 месяцев ожидания «Фабрика радиотерапевтической техники» (ФРТТ), расположенная в подмосковном городе Дубне, подала в суд на оренбургский Минздрав.

27 декабря дело завершилось мировым соглашением сторон. Областной клинический диспансер признал, что не выполнил условия договора в части подготовки помещения для монтажа установки и пообещал выплатить 155 миллионов рублей ФРТТ, несмотря на то, что по факту, условия госконтракта не выполнены поставщиком в полной мере.