Естественное, природное назначение женщины - быть матерью. Этот посыл в последнее время всё чаще и чаще обсуждается, особенно потому, что количество представительниц течения «чайлдфри» (свободные от детей) растёт, но по-прежнему именно материнство - является самым важным «делом» женщины. Накануне Дня семьи, любви и верности» «АиФ в Оренбуржье» провёл круглый стол, посвященный вопросам материнства.
Какие проблемы сегодня у системы родовспоможения, изменилось ли количество юных и «старых» рожениц, что больше всего беспокоит акушеров-гинекологов и неонатологов, как сейчас лечат бесплодие, можно ли кормить грудью с силиконовыми имплантами, об этом и многом другом разговаривали специалисты самых разных профилей оказания медицинской помощи женщинам и детям.
Безопасность превыше всего
В мае 2017 года президент Владимир Путин объявил 2018-2027 годы в Российской Федерации Десятилетием детства, уже в самое ближайшее время должна появиться полномасштабная программа, касающаяся самых разных аспектов: медицинских, социальных, экономических.
Ещё во время Послания Федеральному собранию осенью 2016 года глава государства отметил, что проблемы в здравоохранении сохраняются: «В целом, их ещё очень много, и прежде всего, они касаются первичного звена. Его развитию необходимо уделить приоритетное внимание. Граждане зачастую сталкиваются с очередями, с формальным, безразличным отношением к себе. Врачи перегружены, трудно попасть к нужному специалисту. Нередки случаи, когда поликлиники оснащены новейшим оборудованием, а у медицинских работников элементарно не хватает квалификации, чтобы применить это оборудование».
Именно поэтому самый главный вопрос, который обсуждался на круглом столе: «Какова сама система оказания медицинской помощи и есть ли в Оренбуржье кадровый голод среди акушеров-гинекологов и неонатологов?».
Вот как выглядит эта система на практике. Женщина встаёт на учёт по беременности по месту жительства в женскую консультацию, если всё в порядке, то, например, на селе она наблюдается фельдшером в ФАПе, за всю беременность она появится в консультации три-четыре раза за беременность, сдаёт анализы она тоже по месту жительства. Единственное, что должно быть обязательно -это то, что пренатальную (предродовую) диагностику на наличие врожденных заболеваний делается всего в трёх центрах по области, поэтому анализы беременной отправляются в один из них. Но это тоже неслучайно. Эта диагностика должна проводиться на хорошем оборудовании высокопрофессиональными специалистами.
В 36 недель беременности доктор женской консультации обязан определить, где женщина будет рожать, прежде чем дать ей направление, он выясняет, что именно в этом стационаре есть в это время койка, оттуда приходит ответ - да, мы ждём в этот день именно эту женщину. Если будущая мать входит в группу среднего риска, то тогда она получает направление в один из шести стационаров второго уровня, которые находятся в разных районах по области. А вот если врач видит, что у женщины или ребёнка высокий риск развития какой-то патологии - например, у беременной есть сопутствующие болезни или ребёнок рискует получить осложнений при родах - то в обязательном порядку она направляется в один из четырёх перинатальных центров (в Орске, Бузулуке и два - в Оренбурге).
Уникальные исследования
Как отметили специалисты, проблема нехватки специалистов и при такой системе ощущается достаточно серьёзно. Увы, кадров не хватает. И пока ни целевое обучение, ни программа «Земский доктор» не очень помогает в этом вопросе. Хотя в Оренбургской области ситуация выглядит не так плачевно, как в других регионах. Татьяна Викторовна привела в пример Ульяновскую область, где правительство региона предлагает выпускникам и квартиру и миллион рублей подъёмных, предоставляют рабочие места, но, увы, с кадрами там очень большие проблемы. Одной из причин этого является отсутствие в Ульяновске профильного вуза.
Вообще о работе перинатального центра, как больницы, сталкивающейся с самыми сложными случаями говорили очень много.
Здесь тоже коснулись вопроса подготовки кадров. За два года, пока шло строительство центра, более 200 его сотрудников прошли профессиональную подготовку в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, а также на базе Оренбургского государственного медицинского университета.
Если раньше чаще всего рожали женщины совсем молодого возраста 19-21 года, то сейчас этот порог подвинулся. Сейчас девушки предпочитают сначала определиться с профессией, получить образование, сделать минимальную карьеру и только потом рожать. Сейчас материнство по возрасту и состоянию здоровью практически не ограничено, 10% случаев в нашем центре приходится на рожениц от 40 до 50 лет, причем женщины рожают в таком возрасте даже первого ребенка. Хотя возраст - это уже группа риска. Но и «юные» роды встречаются, правда, редко, но 1-2 случая в год всё-таки бывают».
Единственный шанс
Конечно, разговор не мог пройти и мимо состояния новорождённых, тем более, что сегодня в Оренбурге с успехом выхаживают и глубоко недоношенных детей.
Елена Александровна отметила и ещё одну из самых больших проблем современного материнства - нежелание женщин практически любого возраста кормить ребенка грудью: « К сожалению, если 30 лет назад 90% родивших женщин кормили детей грудью, то на сегодняшний момент до 4 месяцев грудное вскармливание наблюдается не более, чем в 25%».
В процессе вспомогательных репродуктивных технологий специалисты коснулись и вопросов суррогатного материнства. К сожалению, все сошлись на мнении, что современное законодательство очень несовершенно и не защищает ни одну из сторон этого процесса - ни суррогатную мать, ни биологических родителей. Причём зачастую, для некоторых пар, это действительно единственный шанс родить своего ребенка. Востребованность такого материнства есть, причём как отмечают специалисты, не менее 10%, а в год таких случаев бывает всего 1-2, и это связано во многом как раз с несовершенством законодательства.
В связи с этим крайне странными выглядят попытки некоторых законодателей вообще запретить суррогатное материнство в нашей стране. Напомним, что на прошлой неделе комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендовал отклонить законопроект сенатора Антона Белякова о запрете суррогатного материнства. Автор законопроекта предлагал ввести этот запрет временно - пока не будут защищены права и интересы детей, суррогатных матерей и потенциальных родителей. Однако в комитете сенатору напомнили о проблеме бесплодия: «Ощущение социальной неполноценности бесплодных семей наряду с естественным стремлением оставить после себя потомство побуждает их отдать предпочтение решению проблемы рождения собственных детей вспомогательными репродуктивными технологиями, а не усыновлению детей».
В заключении круглого стола специалисты сошлись на мнении, что главным общим желанием всех - это рождение здоровых детей от здоровых матерей с минимумом осложнений и трудностей.
Это был лишь первый разговор на эту тему, о которой почему-то не принято говорить откровенно и вслух, а жаль.
Здоровье без красоты невозможно
Реабилитация женщины, перенесшей беременность, особенно с крупным плодом или с близнецами - проблема цивилизованной медицины. Ведь здоровье (в общепринятом понимании) - это не только физическое состояние, отсутствие болезней, но и общее благополучие человека, в том числе и моральное, которое невозможно без эстетического аспекта.
Когда к нам приходят женщины, чья внешняя красота претерпела серьезные изменения после родов - в частности, это диастаз прямых мышц живота - мы можем поправить это состояние, чтобы в дальнейшем не возникло грыж живота и не обернулось потом медицинской проблемой. Мы выполняем эстетическую операцию, укрепляя прямые мышцы живота, дабы вернуть пациенту привычную фигуру.
Что касается молочных желез, то здесь два пути «исправления» - имплатация или подтяжка. Для меня было удивлением, что у нас в Оренбургской области довольно не редко встречается синдром Поланда - это заболевание генетического характера, включающее недоразвитие или полное отсутствие молочной железы, сращивание пальцев и отсутствие нескольких ребер. Дефект односторонний, чаще развивается справа. Так у нас в год бывают две-три девочки, страдающие от этого недуга. Вот представьте: девочке 18 лет, хочет выйти замуж, хочет рожать, хочет кормить ребенка - здесь даже больше проблема психологического характера, ведь она лишена обычных человеческих радостей. Мы ей оказали полную помощь, чтобы она могла жить полноценной жизнью. Сейчас, спустя год, у женщины всё замечательно, уже кормит своего малыша!
Кстати, современные дамы часто боятся, отказываются от грудного вскармливания в пользу искусственного, ставя эстетику во главу угла. Первый вопрос, который я задаю: «Возраст Вашего малыша?» И если пациентка отвечает, что шесть, девять месяцев, год, то пытаюсь всячески отговорить от операции. Вообще, идеальная продолжительность грудного вскармливания - два года. Конечно, нам ничего не стоит сделать эту операцию, но мне важен результат не на короткий срок, а на долговременный. Тем более, что в течение года после кормления грудь теряет в объемах, наступает атрофия грудных мышц. Поэтому делать операцию раньше - не целесообразно.
Самый распространенный вопрос: можно ли кормить ребенка при наличии имплантов? Можно! При современной установке железа никак не соприкасается с самим имплантом. Не вредит ли силикон молоку? Ну, во-первых, современные импланты не позволяют силикону выходить за контуры. Во-вторых, силикон используется в медицине уже более 50 лет - это и клапаны сердца, и шунты сосудов, и силиконовые соски-пустышки, в конце концов! Никаких негативных явлений. Здесь всё просто: если железа лактирует ( то есть, вырабатывает молоко) - кормить можно!
Беременность, материнство и грудное вскармливание - актуальная проблема нашей медицины, считаю, что подход к ней должен быть мультидисциплинарный, со всех возможных сторон. Я тоже веду санитарно-просветительскую работу среди девушек. В стандарты обследования ввел обязательный гинекологический осмотр. Именно во время него и выясняется часто «интересное положение» пациентки. Тогда я их отговариваю от проведения операции. Совсем не здорово быть прооперированной, перенести общий наркоз, а потом узнать, что ты беременна…
Часто к нам приходят кормящие мамы. Ради красоты они готовы даже перевести ребенка на искусственное питание! Слыша от них сопротивление, приходится убеждать в необходимости отложить процедуру. Потому что даже местная анестезия влияет на состав молока. Ну, или даю рекомендации, как «заготовить» молоко на несколько дней, чтобы препарат успел вывестись из организма. Всё-таки, в первую очередь, у мамочки должно быть желание вырастить здорового крепкого карапуза, а о красоте мы подумаем завтра.
Для справки
Акушерско-гинекологическая помощь оказывается в 52 учреждениях здравоохранения Оренбургской области, в том числе в 37 акушерских стационарах и четырёх перинатальных центрах. Развернуто 13 межмуниципальных центров для оказания экстренной помощи при патологии беременности и осложненных родах. В каждой районной больнице гинекологические отделения сохранены с переводом в хирургические, поскольку являются отделениями хирургического профиля. Также в каждой районной больнице имеется оснащённый родильный зал для экстренных родов. Из общего числа родов, принятых в области в прошлом году (29,7 тысячи) почти половина принято в районных больницах - 13 тысяч родов. Женщины с любой патологией направляются в перинатальные центры для оказания высококвалифицированной помощи матери и ребенку.
Смотрите также:
- Видеть все краски жизни. Кто и как лечит заболевания зрения оренбуржцев? →
- Кому нельзя в декрет? Как мотивировать врачей ехать на село →
- Сегодня во всем мире отмечается День Контрацепции →