Кризис на Украине продолжает стремительно развиваться. Каждый день в СМИ появляются все новые данные о боях между официальной украинской армией и повстанцами. Новостные ленты пестрят сообщениями о сбитых истребителях, обстрелах, боевых снарядах, перелетающих через границу и падающих уже на территории Российской Федерации, а в регионы нашей страны продолжают прибывать беженцы из Восточной Украины. Но самым печальным событием, затрагивающим интересы всего мира, а не только охваченной гражданской войной Украины и граничащей с ней России, стала трагедия, произошедшая с пассажирским самолетом Малазийских Авиалиний.
Пока эксперты расшифровывают черные ящики и выясняют, что послужило причиной падения Boeing с почти 300 людей на борту, мы спросили у оренбуржцев, как они относятся к ситуации в соседней стране, кто может быть виноват в катастрофе и что, на их взгляд, должна делать Россия, чтобы урегулировать конфликт. Не обошли стороной и тему беженцев.
Сразу отметим, что все опрошенные оказались солидарны в одном: ситуация на Украине – трагедия, из которой необходимо выбраться как можно скорее.
Как относиться к войне на Украине, и кому она нужна на самом деле?
С тем, что третья мировая война не нужна никому, и России, в первую очередь, соглашается Александра, продавец, 54 года:
«Я сама наполовину хохлушка, украинка, и у меня много-много теток оттуда. Дальние родственники живут на Западной Украине. И я могу заявить, простым людям эта война не нужна абсолютно. Те, кому она нужна, уже в ней подвязаны».
Но что стало первопричиной творящегося хаоса? Некоторые оренбуржцы считают, что начало кризису положило еще правительство Ющенко и Тимошенко.
Кто сбил Boeing, и знаем ли мы всю правду?
Многие видят в происходящем на Украине и падении самолета американский след.
«Ситуация с Boeing явно не со стороны России, со стороны Америки это все идет, - говорит Юлия, 25 лет. – Мне почему-то кажется, что это США все. Мы особо, конечно-то, и не знаем».
То, что простые россияне получают слишком мало информации о реальном положении дел по ту сторону российско-украинской границы, подтверждает и Ксения, 30 лет: «Кто сбил Boeing однозначно нельзя сказать. Не известно, был ли это кто-то из Америки – нужны доказательства какие-то. Это настолько тонкое дело, политическое, мы мало очень знаем. Мы можем только предполагать».
«Эта ситуация – где дрова рубят, там и щепки летят, - подхватывает Рафаэль, пенсионер, 57 лет. – Сейчас уже трудно доказать, что кто-то сбил самолет. Ракету пустили, и ее уже не определит сейчас никто. Я думаю, что не «наши». Потому что мы – мирный народ».
Охотнее всего на эту тему с нами поговорил Никита, маркетолог, 25 лет.
Мы приводим его высказывание полностью: «Жалко людей, жалко непонимание сторон. Сейчас идет информационная война. Все, что происходит на Украине, скрыто пеленой и тайной. Четкости и какой-то ясности до сих пор нет.
Они хотят переехать, спрашивают, какие нужны документы для статуса беженца. Мы говорим: «Какие документы?! Бери паспорт и беги!». То есть, хватай самое главное, а документов особых никаких не надо собирать. Ну как ты можешь, когда военное положение, какие-то документы собрать? Ну, это глупо. И ждем. Если все это не нормализуется в ближайшее время, родственники из Донецка переедут в Россию».
Украинские беженцы – обязанность или бремя?
Пока на Украине продолжается гражданская война, поток беженцев только увеличивается. Совсем недавно опустел лагерь «Янтарь», где разместили 224 переселенца, и Оренбургская область снова готова принять к себе людей, бегущих от ужасов войны. Все опрошенные оренбуржцы признались, что положительно относятся к вынужденным мигрантам, безоговорочно согласились, что мы должны помогать своим братьям-славянам и поддерживать их. Однако многие заметили, что ситуация не столь однозначна, и властям, занимающимся трудоустройством и расселением беженцев, нужно учитывать все аспекты проблемы.
«Люди не виноваты, но есть конкуренция своего рода, - говорит Ксения, 30 лет. – Беженцы ведь тоже люди образованные. Это наши будущие конкуренты за рабочие места. Непонятно, как решать эту ситуацию».
Но все равно в большинстве своем оренбуржцы настроены оптимистично: «Да мы их не бросим, мы всегда будем помогать. Мы всю жизнь помогали всем, - подводит итог Рафаэль, пенсионер, 57 лет. – Я знаю, что это по нашим карманам бьет немножко, но ладно, все равно будем помогать, какая разница».
Россия-Украина: как разрешить конфликт?
Что России делать в сложившихся условиях, и как выйти из конфликта – последнее, о чем мы поинтересовались у жителей областного центра. И здесь мнения разделились.
«Мне кажется, в этой ситуации России не нужно вмешиваться. Пусть они сами разбираются внутри своей страны», - говорит Мария Сергеевна, пенсионерка, 74 года.
Противоположное мнение высказывает Юлия, студентка, 19 лет: «На нашу территорию попадают снаряды. Ведь Донецк, города, в которых идет война, граничат с нами. Самолет, опять же, который взорвался…. Мое мнение, Россия должна вмешаться и остановить это».
«В ситуацию нужно вмешаться, но это не должна быть какая-то одна страна, - не соглашается Альбина, 21 год. - Надо как-то сообща. А то, сейчас получается так: Россия помогает, принимает беженцев, но ее же и обвиняют во всем».
Таково мнение оренбуржцев о ситуации на Украине, но как события будут развиваться дальше: кого обвинят в гибели Boeing и куда приведут братьев-славян кризис и гражданская война – покажет время. Пока, как сказали нам многие опрошенные, мы можем лишь предполагать.