Унесенные ветром. Как уберечь себя от травм на оренбургских аттракционах

Константин Копылов / АиФ

Индустрия развлечений куёт аттракционы на любой вкус и цвет. Это только с виду качели и карусели - смех и радость приносят людям, но никто не знает, как может закончиться пятиминутное путешествие в детство. Чтобы узнать, кто у нас в Оренбурге отвечает за подобные развлечения, насколько горожане застрахованы от неприятных случайностей, мы прогулялись по паркам города.

   
   

Мёртвая петля

- Решили с мужем развлечь детей на выходные пошли в парк 50-летия СССР. Дочка очень хотела прокатиться на колесе обозрения. В результате ребёнок практически шок получил - и дело даже не в том, что там что-то могло поломаться.. Просто из «заграждений» - только цепь в один ряд, через которую перегнуться - и ты уже в полёте.. Она говорит, что видеть ничего не видела, так как впилась взглядом в папу, так ей было страшно, тем более когда раскачивалась эта самая корзина. Реально - ведь даже новым когда было это колесо - то техника безопасности - практически нулевая, - делится впечатлением Валентина Горбунова.

Колесо обозрения в Степном - один из самых старых аттракционов города. Фото: АиФ / Константин Копылов

- Мы тоже с дочкой как-то были в парке аттракционов в Степном. После этого больше туда ни ногой. Захотелось ей прокатится на одном из них, вроде бы с виду нормальный. Но как только тронулись с места пошел страшный гул, того и гляди сейчас эта рухлядь разлетится на куски. Кружились мы минут семь и все это время, то что-то скребёт, то стоит скрежет деталей. Натерпелся я страха за дочку. Если аттракционы такие старые, то зачем их разрешают использовать? Это хорошо, что все обходится пока без происшествий, но так ведь испытывать судьбу нельзя, - жалуется Андрей Савченко.

В парке им. 50-летия СССР до сих пор работает настоящий раритет советских времён – старое колесо обозрения.

- Любой аттракцион - это механизм, случиться может что угодно, - вздыхает Дмитрий Николаев, инженер-механик. - Но всё, что зависит от нас, мы делаем. Безопасность, сами понимаете, на первом месте. Каждое утро механики проверяют аттракционы. Смотрят, слушают, нюхают даже, наверное. Пока не дадут «добро», никто карусели не запустит.

Кроме регулярного утреннего осмотра, ежегодно проводится еще и техническое освидетельствование всех аттракционов. Смотрим всё: подвижные части, крепления, сидения, возраст аттракционов, соответствие нормам безопасности.  Если что-то не так, а исправить уже нет возможности, аттракцион конечно нужно демонтировать. Сейчас стоит вопрос по «Весёлыми горкам» им уже 35 лет и эксплуатировать их нельзя. Но так как это имущество казны, которое принадлежит городской администрации, мы сами решить этот вопрос не можем. Каждый год перед началом сезона проводим технические испытания аттракционов. Мешки с песком по 50 кг ставим на люльки и начинаем катать по 40-50 минут. Такую процедуру производим с наиболее опасными сооружениями: колесо обозрения, «Вихрь», «Весёлые горки». Когда на 100 % убеждаемся сами в безопасности, составляем акт. Сторонние организации не привлекаем, считаю, что мы и сами хорошо соображаем.

Гарантий – ноль?

Гарантии выжить на карусели вообще никто не дает. Закон о технических требованиях к аттракционам не могут принять уже несколько лет. Поэтому проверка каруселей и качелей остается делом добровольным. Контролировать исправность аттракционов может только их владелец, и то если захочет. Парк «Тополя» частная вотчина, здесь дела обстоят лучше. В ходе последней реконструкции, а она была в 2006 году, большинство старых сооружений заменили. Сейчас из 25 действующих только три работают с советских времён.

   
   

- Из старых у нас только «Орбита, «Колокольчик» и «Солнышко» - детские аттракционы с простым движением по кругу. Все они модернизированы, раньше на них не было ремней безопасности, сейчас добавили. Колесо обозрения - достаточно новое сооружение, установили его мы в 2006 году. Специально подбирали, чтобы был наш производитель, - заверяет Алексей Рукин, директор парка. - Основная проблема это ржавчина. Если всё во время подкрашивается и проверяется, производится замена изношенных механизмов, то они могут очень долго прослужить. Мы сами добровольно приглашаем специализированную организацию, которая делает техническое освидетельствование каждого аттракциона. Каждое сооружение получает техталон. Проводим ежедневный осмотр перед началом пуска это выполняют наши механики. Перед самим пуском аттракцион обязательно осматривает оператор, который контролирует посадку людей.

Чтобы убедится в словах директора, сажусь на один из самых старых, на мой взгляд, аттракционов. Определяю возраст по ржавчине, которая сплошь и рядом покрывает его механизмы. Я не механик, но чувство страха меня почему-то не покидало, когда скрежет и тряска стояла во время катания на нём. Никаких ремней безопасности. Железные сиденья и защёлкивающаяся труба, за которую нужно держаться во время раскручивания, - и всё. Словом, удовольствие сомнительное.

Фото: АиФ / Константин Копылов

«Надувные» страсти

В Зауральной роще теперь уже нет колеса обозрения, зато появились современные  аттракционы - надувные батуты. Такими сооружениями привлекают ребят в Национальной деревне и в ряде других парках областного центра. На первый взгляд вроде они безопасные и не вызывают страха у родителей, как железные качели. Но вот случай прошлого года в Екатеринбурге: сильный порыв ветра - и надувной батут буквально за секунду взлетел в небо вместе с детьми. На глазах у родителей малыши разлетелись в разные стороны.

Унесенные ветром дети оказались в больнице. Родители написали заявление. Оказалось, что батут был недостаточно закреплён и работал без разрешения. Но уголовное дело возбуждать не стали. Посчитали несчастным случаем.

Именно такие аттракционы у бизнесменов считаются самыми популярными. Приносят стабильный доход и просты в обращении - в случае чего, сдул батут, перешёл на другую улицу и аттракцион снова работает.

На мою просьбу рассказать о мерах безопасности, контролёр такого батута в Зауральной роще сослалась, что она не хозяйка аттракциона. Пояснить ничего не может, лишь рассмеялась, проронив несколько слов: «Что может быть тут опасного?»

Билет на карусель теперь как лотерейный - может не повезти. А среди проигравших могут оказаться маленькие дети. В Оренбурге, к счастью, ничего чрезвычайного в парках не случается, батуты не летают и колёса не останавливаются. Неприятности чаще связаны с самими отдыхающими:  либо не в меру выпившие граждане хотят повеселиться и не рассчитывают свои возможности, либо настырные родители, игнорируя правила, пытаются покатать своих малышей на «взрослых» каруселях.

Фото: АиФ / Константин Копылов

В общем, не забывайте, что ваша безопасность зависит, прежде всего, не от болтов, механиков и лицензий, а только от вас самих.

Компетентно

Николай ДРЁМИН, директор парка им. 50-летия СССР:

- По-хорошему, эти аттракционы эксплуатировать нельзя, их только списать. Рано или поздно на них могут пострадать люди.  Все обходится только потому, что мы каждый день следим за ними. Все сотрудники у нас с техническим образованием. Тут много ума не нужно, главное чтобы человек разбирался в технике. Собственно сами механизмы будут служить долго, если вовремя проводить техническое обслуживание. Ежедневный контроль и всё будет работать, это ведь не космический корабль. Но следить надо постоянно, ведь всё уже старое. Люди у нас надёжные, не смотря на скромные доходы, механиков стараемся удерживать. Все они с многолетним стажем в этой сфере.

Любая железка работает до поры до времени угадать, когда она сломается невозможно. Операторы записывают после каждой смены в специальный журнал любые нестандартные ситуации. А утром механик производит замену. Мы понимаем, что это люди и знаем - если что-то упустим или оставим без внимания, то это чревато последствиями.

Официально

Виктор Смирнов, начальник отдела муниципальной казны и муниципальной собственности комитета по управлению имуществом города Оренбурга.

- В собственности администрации города Оренбурга сейчас находятся только аттракционы, расположенные в парке им. 50-летия СССР. На данный момент они переданы в аренду частной фирме, которая обеспечивает их эксплуатацию и, соответственно, отвечает за их безопасность. У предприятия сейчас действительно нет права самостоятельно распоряжаться сооружениями, даже если они устарели. Но мы со своей стороны прорабатываем этот вопрос. Решаться данная проблема будет через заключение договора государственно-частного партнёрства. Со временем парк им. 50-летия СССР ожидает развитие по тому же опыту, который уже реализуется в парке «Тополя».

Смотрите также: