30 сентября 2020 года в Оренбурге на проспекте Парковом торжественно открыли мемориал, посвященный уроженцу Оренбургской земли, герою антифашистского сопротивления Александру Шморелю.
Когда целые государства и народы приняли Гитлера и нацизм, прозвучал чистый голос молодого человека, осмелившегося назвать «великую» идею ложью. Александр Шморель и его друзья бросили вызов злу и попытались вывести окружающих из оцепенения и дурмана пропаганды. Мало кто знает, что основатель движения сопротивления в Германии, канонизированный православной церковью, родом из Оренбурга.
Оренбургские корни
Александр родился в Оренбурге 16 сентября 1917 года в семье доктора Гуго Шмореля. Он начинал карьеру в московском университете, защитит докторскую диссертацию, но изменившееся отношение к немцам во время Первой мировой войны вынудило покинуть должность ассистента кафедры внутренних болезней и вернуться в Оренбург, куда он приехал с женой Натальей Введенской. Здесь у них родился сын Саша.
В это время в городе свирепствовали тиф, холера и дизентерия. Спасший жизни многих оренбуржцев доктор Шморель не смог помочь своей супруге. Шурику был всего год, когда умерла мама. Гуго нашел няню Феодосию Константиновну Лапшину, и крестьянка стала членом их семьи. Спустя время Гуго женился на Елизавете Гофман, дочери директора пивоваренного завода.
После революции в Оренбуржье становилось все тяжелее, и в 1921 году Шморели выехали в Мюнхен. Саша никогда не был в России в сознательном возрасте, но впитал любовь к ней, как говорят, с молоком матери и рассказами его няни.
В Саше жил дух приключений. С друзьями Кристофом и Ангеликой Пробстами они ходили в походы, строили хижины и плоты, ловили рыбу. Мальчика привлекали детские общественные организации. Он вступил в гитлерюгент, но вскоре разочаровался. Однако полное отвращение к власти своей страны он испытал во время трудовой повинности в 1937 году. После этого он сразу поступило на военную службу, чтобы скорее отдать «долг» стране.
Сохранился тот факт, что он отказался присягать фюреру (инцидент «замели» благодаря командиру отделения подполковнику фон Ланцелю). Чтобы держаться в стороне от военных действий, Шморель записался в санитары. Позже он поступил в Мюнхенский университет на врача.
Ценою жизни
Летом 1942 года он и Ганс Шоль определились, как бороться с ненавистным режимом. Их оружием стало слово. Появилась тайная организация «Белая роза». Алекс и Ганс начинают печатать листовки, множить их и отправлять по адресам в Мюнхене и ближайших городов. Но уже в конце июля друзей Шмореля, Шоля, Вилли Графа, Юргена Виттенштейна и Губерта Фуртвенглера откомандировали на Восточный фронт. Алекс служил санитаром. Некоторое время Александр провел в Гжатске. По возвращени ив Мюнхен друзья усилили работу «Белой розы». Они привозили письма в соседние города, на стенах Мюнхена появлялись записи «Долой Гитлера!».
Однажды Ганс и его сестра Софи Шоль раскладывали листовки под дверями аудиторий университета, и Софи решила спросить их вниз. Их увидели и задержали. На наскоро сфабрикованном процессе их приговорили к смерти. Александр какое-то время скрывался, пытался уйти в Швейцарию, но из-за снежных заносов и большого расстояния ему пришлось отказаться от этого. Он вернулся в Мюнхен.
На казнь – с радостью в сердце
24 февраля 1943 года его арестовали. Его предала знакомая девушка, с которой он столкнулся в бомбоубежище во время воздушной тревоги. На суде он открыто заявлял о своей любви к России и неприятии действий Гитлера.
Шморель называл среди участников движения «Белой розы» всего несколько человек, уже оказавшихся под арестом. И постарался отвести все обвинения от других.
Последние месяцы и дни он провел стойко и спокойно. В прощальных письмах к отцу и матери он говорил о том, что в его сердце живет радость и старался утешить их: «Через несколько часов я окажусь в ином, лучшем мире у мамы. Я не забуду вас и буду молить Господа об утешении и покое для вас. Я буду ждать вас! Об одном прошу вас – не забывайте Бога!».
Перед казнью Александр исповедался у священника Русской православной церкви. 13 июля 1943 года приговор привели в исполнение. Нацисты смели с дороги студентов, но молодые люди уже сделали свое дело, заставив задуматься многих соотечественников. Вскоре британская авиация сбросила тысячи листовок над крупными городами рейха.
Сегодня герои антифашистского сопротивления – национальные герои Германии. О героизме Шмореля на его родине узнали спустя долгие десятилетия. В 2012 году Александра Шмореля причислили к лику святых. В Оренбурге побывали брат и сестра Александра. Здесь служил память мученика архиепископ Берлинский Марк. Выставка «Белая роза» благотворительного фонда «Евразия», рассказывающая о героях-антифашистах, проехала многие регионы России.
30 сентября 2020 года в Оренбурге перед зданием медуниверситета на проспекте Парковом прошло торжественное открытие бюста героя-антифашиста Александра Шмореля.
Реализацию проекта поддержали не только в Оренбурге, но и за рубежом. Воплотить замысел в жизнь удалось архитектору Александру Алексееву, скульптору Александру Сукманову и художнику Максиму Дугушкину. Так как Шморель в 2012 был канонизирован Русской православной церковью как Александр Мюнхенский, позади бюста установлена мозаичная икона — копия образа, находящегося в Никольском кафедральном соборе Оренбурга.
Ежегодно четырем оренбургским студентам вручают стипендии имени Шмореля, учрежденные в 2000 году мюнхенским фондом «Белая роза».