Пробки и убытки. Почему закрывается крупнейший погранпереход с Казахстаном

Новость, которая существенным образом повлияет на международный товарооборот со странами Средней Азии. С 1 февраля нынешнего года и до 1 июня 2026 года закрывается движение на двух международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП) — «Маштаково» и «Орск» в Оренбургской области.

   
   

Прерванный транзит

Как сообщает Росгранстрой, пункты пропуска закрываются, поскольку с казахстанской стороны начинается реконструкция приграничной инфраструктуры. Работы, по предварительным данным, займут 16 месяцев. В течение этого периода соседняя страна вводит ограничения на пропуск всех видов транспорта через эти два пункта. Соответственно, раз невозможно проехать в Казахстан либо выехать из него, то и российские погранпереходы тоже будут закрыты.

Транзитным автомобилям рекомендовано пересекать границу России и Казахстана в международных пунктах пропуска «Илек» и «Сагарчин». Причём с точки зрения логистики именно «Сагарчин» — самый оптимальный для автотрафика в сторону Узбекистана и Таджикистана. Соответственно, серьёзно вырастет нагрузка на внутриобластные автодороги в Оренбуржье, в направлении Сакмарский район — Загородное шоссе — Соль-Илецк — Акбулак и обратно. Крайне загруженным будет и участок Объездной автодороги Оренбурга, которая и сегодня встаёт в километровых автопробках в направлении на Уфу и Казань.

Нужно отметить, что в Оренбуржье из Казахстана можно въехать через девять пограничных переходов. Однако только четыре из них имеют статус международных, то есть их пересекать можно гражданам любых государств. Остальные пять — двусторонние, то есть пересекать границу там могут только граждане России, Белоруссии и Казахстана, транзитным машинам и водителям с гражданством иных стран проезд запрещён.

«Полноценной замены не будет»

Нужно отметить, что МАПП «Маштаково» на западе Оренбургской области является крупнейшим по техническим возможностям автомобильным пунктом пропуска на российско-казахстанской границе. Более половины грузового автотрафика, шедшего из стран Средней Азии в Россию и обратно на фурах проходит именно там. Здесь же, в «Маштаково», с декабря прошлого года начал работу пилотных проект по снятию биометрических данных с въезжающих в Россию иностранцев. Это единственный наземный пункт пропуска, где у мигрантов сканируют отпечатки пальцев. Аналогичная мера действует ещё и в московских аэропортах Шереметьево, Домодедово, Внуково и подмосковном Жуковском.

Нужно отметить, что новые правила въезда иностранцев в Россию многим не понравились. Сдавать биометрию приходилось и гражданам Казахстана. Закрытие же «Маштаково» фактически закрывает и только начавшийся эксперимент: на других автомобильных пунктах пропуска в Россию просто нет оборудования для сканирования ладоней.

Проблема ограничения транзита на двух крупных МАПП обсуждается и на уровне правительства Оренбургской области.

   
   

«Сейчас вместе с Минтрансом РФ и казахстанскими коллегами, обсуждаем варианты движения транспортных потоков через эти пункты пропуска, — комментирует ситуацию вице-губернатор Оренбургской области по экономике и инвестициям Игнат Петухов. — Варианты: частичное движение. Здесь согласно графику ремонтных работ, рассматриваем возможность в какие периоды движение возможно, а когда нет. Ещё вариант — перенаправление потоков на другие МАПП. Тут обсуждаем усиление мощностей, чтобы к наплыву потока пункты пропуска были готовы. Вместе с коллегами из Минтранса РФ, сейчас на связи с казахстанской стороной и по мере поступления новой информации буду вам ее сообщать. Однозначно, что не оставим наши предприятия один на один с этой ситуацией.»

Впрочем, уже сейчас понятно, что полностью заменить выпадающие мощности по пропуску транзитного грузового и пассажирского потока невозможно. Очереди и пробки — практически неизбежны. Кроме того, нельзя исключать рост тарифов на доставку грузов из Китая и стран Средней Азии, а также увеличение времени доставки товаров.