Авторынок скорее мёртв: дилеры и перекупщики – о кризисе отрасли

Антон Цепилов / АиФ в Оренбурге

Авторынок Оренбуржья, равно как и всей страны, пережил худший год за всю свою новейшую историю. Продажи авто в 2022 году в нашем регионе рухнули на 61% по сравнению с 2021-м (тоже не самым лучшим). А если сравнивать с пиковым 2019-м, то машины у нас стали покупать почти в девять раз реже.

   
   

Пустые «стекляшки» автосалонов вдоль объездной и Нежинского шоссе, нереальные ценники на те машины, что ещё остались, и очереди в автосервисы – оренбургские автовладельцы перешли в режим «ремонта до талого». Когда ещё теперь поменяешь «ласточку»…

Упал – не поднялся

Автоперекупщик Марат, который вот уже более 15 лет занимается подержанными автомобилями, с грустью обходит пыльные ряды с б/у машинами – покупателей нет. Ценник на блестящий после полировки 11-летний Volkswagen Polo с пробегом в 157 тыс. км (наверняка скрученный) – 720 тысяч рублей. Три года назад за эти деньги можно было купить новую «Ладу Весту» в средней комплектации.

«Цены выросли в разы за прошлый год. А качество подержанных машин, выставляемых на продажу, заметно упало. Люди просто не продают авто в нормальном состоянии, ездят сами, понимая, что новую уже не взять. Причём сильнее всего в процентном соотношении подорожали отечественные «Гранты» и «Приоры». Меньше всего – тойоты, модели Corolla и Camry. Но это в основном потому, что нормальных, не «уставших» машин этих марок уже практически не найти», – делится Марат.

Резко упало и общее количество выставленных на продажу подержанных и новых авто. По данным Автостата, к примеру, в Оренбурге в мае 2019 года продавалось около 9300 легковых машин, а в марте 2022-го осталось всего 1700 предложений. После объявлений санкций люди и автодилеры массово снимали машины с продаж: кто-то передумал продавать, а кто-то решил подождать, чтобы выставить их дороже.

К декабрю число предложений о продаже увеличилось до 2400, но это всё равно гораздо меньше, чем прежде. Фактически за год рынок сжался вчетверо: такой катастрофы не было даже в дефолтном 1998-м.

   
   
автосервис Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

 

Режим выживания

Если на рынке вторичных авто есть хоть какое-то движение (и даже небольшой рост предложений), то у дилеров новых машин ситуация и вовсе катастрофическая. Продаж практически нет, дилеры вынуждены отправлять персонал в простой. Работают разве что ремзоны, где продолжают осуществлять техническое обслуживание по гарантии. Но и с этим проблемы: запчасти приходится привозить обходными путями, доставка долгая и дорогая, есть сложности и с работой фирменного программного обеспечения.

Самыми дешёвыми новыми машинами на рынке остаются «Лады Гранты». По официальному ценнику завода авто этой модели в минимальной комплектации можно купить за 678 тыс. 300 рублей. Но по факту в автосалонах Оренбурга вы таких машин не найдёте: дилеры привозят для продажи дорогие комплектации, ставят «допы», и ценник вырастает на 20%

«Покупал «Гранту» седан в комплектации «Комфорт`22», цена с завода – 780 тысяч рублей. А в Оренбурге её продали за 901 тысячу, поставив коврики, сигнализацию, «музыку», литые диски. Без всего этого, в «чистом» виде, не продадут», – рассказывает покупатель автомобиля Сергей.

Впрочем, обвинять дилеров в жадности тоже было бы не совсем справедливо. Всё это тоже не от хорошей жизни.

«В 2019 году мы продавали до 150 (!) автомобилей в месяц, а сегодня хорошо, если 10 удастся реализовать. Машин на складах просто нет, заявки не удовлетворяют, и мы получаем в лучшем случае кое-какие остатки. Но при этом ведь нужно содержать здание автосалона, платить коммуналку, зарплату людям, оплачивать вовремя налоги. Вот и приходится выкручиваться, в том числе с помощью продаж дополнительных услуг и аксессуаров. А что ещё делать? Закрываться? И кому от этого будет лучше?» – рассказывает менеджер автосалона популярной марки Анна.

И надежда тут только на постепенное насыщение рынка новыми авто. С нетерпением дилеры ждут сборки новой Lada Vesta FL – её АвтоВАЗ обещает выпускать по 15 тысяч машин в месяц. Должны заработать новые сборочные площадки совместно с китайскими производителями. Так, в феврале должен появиться у нас в Оренбурге и дилер марки «Москвич».

И только после того, как рынок «утолит голод», можно будет говорить о какой-то стабилизации и даже снижении цен.

Электромобиль Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

 

Впрочем, насчёт цен - всё под большим сомнением. Тот же «Москвич» официальные дилеры в городах присутствия предлагают по цене почти в 2 млн. рублей. Оренбуржцу, зарабатывающему в среднем, как говорит Оренстат, по 43 тысячи рублей «на руки», придётся копить на такое чудо автопрома четыре года. Откладывая все заработанные деньги до копеечки, не пить, не есть, ничего не покупать.

Много ли найдётся желающих? Ответ, как нам кажется, очевиден.