В эту субботу, 27 апреля, в России отмечается неофициальный профессиональный праздник – День вахтовика. В этом году тема вахтовой работы особенно актуальна: каждая девятая вакансия в Оренбуржье связана именно с таким режимом труда. А каждый седьмой трудоспособный оренбуржец уже зарабатывает деньги вдали от родного дома и семьи.
Отхожий промысел
Оренбуржцу Денису Савину совсем недавно исполнился 21 год, а он уже вахтовик со стажем. Вот уже полтора года он ездит на нефтепромыслы в Башкирию и Татарстан, вместе со своей бригадой обслуживает и ремонтирует скважины. Две недели «в полях», две недели дома. В последнее время, правда, всё чаще предлагают «перевахтовки» – брать сверхурочно ещё неделю, так как работы много, а людей – мало.
– Работа тяжёлая, но платят, как я считаю, хорошо: и 70 тысяч рублей со сверхурочными выходит. Я же только колледж закончил, сейчас набираюсь опыта, готовлюсь сдать на разряд, получить допуски – и «на севера» поеду, там ещё больше зарплата. А здесь что сидеть? Слесарем в ЖКХ за 25 тысяч рублей? – говорит Денис.
Вахтовым методом сегодня работают десятки тысяч оренбуржцев. Специально для них несколько лет назад даже особый поезд запустили: Оренбург – Новый Уренгой. Ходит через день и билетов даже в купе зачастую нет: спрос огромный. На востоке области, где во времена СССР была мощная промышленность, а сейчас – руины заводов, вахтовать ездит чуть не каждый второй. Первого числа каждого месяца целые сёла пустеют: люди уезжают «на отхожий промысел». Мужчины трудятся в нефтяной промышленности, а в последнее время конкуренцию ей создают дорожные и мостостроители. Расторопный водитель за рулём самосвала на прокладке магистрали М-12 получает летом по 150 тысяч рублей. За пять месяцев тяжёлого труда удаётся «сколотить» денег столько, что всю зиму можно не работать.
Не отстают и женщины. Большой спрос сейчас на комплектовщиц в логистические центры в Подмосковье с зарплатой по 60 тысяч с питанием и жильём в общаге. Таких денег в оренбургской глубинке нет и в помине.
Конкуренция за рабочие руки
Любопытно, что вахтовую работу всё чаще предлагают соседние с Оренбуржьем регионы. Так, например, в марте этого года российским лидером по предложенным вакансиям стала Республика Башкортостан. Как сообщает крупный портал по поиску работы, с 2022 года число вахтовых вакансий в РБ выросло на 45%. Только одно крупное мостостроительное предприятие Уфы объявило на летний сезон набор 4,8 тысячи вахтовиков. Нужны бетонщики, арматурщики, водители спецтехники, бульдозеристы, экскаваторщики… Неудивительно, что из Оренбурга туда поехали множество рабочих специалистов.
– Внутри регионов ресурсов уже недостаточно, – пояснила ситуацию эксперт по рекрутингу Анна Осипова. – Прошли времена, когда были области и республики с избыточными кадрами. Идёт конкуренция за рабочие руки.
Эксперты объясняют, что причинами этого стало несколько факторов, в том числе демография. Но главное – это рост реального сектора экономики: при закрытом импорте мы просто вынуждены теперь всё производить сами. А для этого нужны кадры, которые, как с удивлением увидели многие владельцы предприятий, «в очереди за забором не стоят».
Мобильности трудоспособного населения способствует и развитие транспортной сети. Как пример – магистраль М-12, которая позволяет за 6 часов домчать на машине из Казани в Москву. Рекрутёры в Поволжье уже фиксируют увеличение вахтового потока в Москву и Санкт-Петербург: люди уезжают в воскресенье вечером в столицу, работают неделю, а затем возвращаются назад в субботу. Разница в зарплатах с лихвой перекрывает затраты на дорогу.
А в конце нынешнего лета откроется ещё одна скоростная магистраль – от Казани до Альметьевска, что до 3,5 часов сократит путь от западных городов Оренбуржья, Абдулино и Бугуруслана до столицы РТ. И нет сомнений, что отток людей на заработки в более развитые регионы Поволжья и центральной России из нашей области только усилится.
Что любопытно: в тех же Башкирии и Татарстане уже несколько лет приняты и работают специальные региональные программы по возвращению вахтовиков, есть система льгот и бонусов для решивших «завязать с отхожим промыслом». Однако в Оренбуржье аналогичной системной работы не ведётся. Более того, нет даже серьёзной аналитики: сколько у нас вахтовиков, как они вообще себя чувствуют на чужбине и каково их влияние на рынок труда. По всей видимости, власти в нашей области (в отличие от соседей) не считают трудовую миграцию значимой проблемой.
Как говорится, скатертью дорога.