Сразу несколько новых ресурсных и специализированных классов открылось в Оренбургской области в 2025 году. Они имеют существенное отличие от обычных – в них обучаются дети с расстройством аутистического спектра (РАС), для которых пребывание в обычном учебном заведении по ряду причин является невозможным. А потому открытие каждого подобного класса становится настоящим событием для родителей детей с особенностями развития. Как определить «особенного» ребёнка в ресурсный класс, каким может быть будущее детей с РАС и почему дефектологи и тъюторы могут стать более востребованными, чем айтишники? Об этом корреспондент «АиФ в Оренбурге» побеседовала с первым заместителем министра образования Оренбургской области Ниной Гордеевой.
Шаг за шагом
- Нина Алексеевна, как давно назрела необходимость открытия нового ресурсного класса?
- Дети с особенностями развития, как и все дети, нуждаются в качественном образовании. Однако их особенности вынуждают искать специальный подход к обучению. Ресурсные классы создаются именно с этой целью. С детьми работают специалисты, учитывающие индивидуальные особенности каждого такого ребёнка. Будут привлечены дефектологи, тъюторы, АВА-специалисты. Обычная школа, к сожалению, не всегда может охватить весь спектр необходимых для «особенных» детей требований.
Да, в Оренбурге и Орске действуют ресурсные центры на базе педагогических колледжей, но только их возможностей не хватает, чтобы реализовать право на образование всех нуждающихся в этом детей. В новом учебном году открываются два ресурсных класса (на базе муниципальной 91 школы и в государственной школе-интернате №4 областного центра) и три специализированных класса (один в муниципальной школе Новотроицке и два в 68 школе Орска).
Следует уточнить, что при создании ресурсных классов мы учитывали мнения и пожелания родителей, которые непосредственно знают потребности своих чад. К примеру, некоммерческая организация «КаждыйВажен», созданная непосредственно родителями-активистами, немало поспособствовала развитию такого класса на базе школы №91. В открытии ресурсных классов не последнюю роль играет и инициатива родителей.

- Возникали ли сложности с подбором квалифицированного преподавательского состава?
- Наши государственные учебные заведения помогают спокойно закрыть все необходимые вакансии. Кадрового голода как такового нет. Часть педагогов дополнительно проходила обучение по работе с детьми с РАС. Они всегда находятся в прямом контакте с профильными специалистами. Кроме того идёт работа по подбору тъюторов, которые будут помогать детям адаптироваться к занятиям в классе и сопровождать их во время пребывания в учебном заведении. К этой деятельности активно привлекают и студентов. В будущем они смогут пройти переподготовку и получить полноценное образование специалиста по работе с детьми с РАС. Роль тъюторов сегодня трудно переоценить – они крайне востребованы в ресурсных классах. Вероятно, что по своей востребованности они могут даже обогнать айтишников, так как в последние годы число детей с установленным диагнозом РАС становится всё больше.
- Как будет организован образовательный процесс в ресурсных классах?
- Для таких детей главное – чёткое заблаговременное планирование учебного процесса. Родители детей с РАС знают, что резкие изменения могут вызвать у ребёнка сильный стресс, а потому учебный, как и рекреационный, процессы будут выстроены поступательно. Во время обучения специалисты будут следовать заданному алгоритму, чтобы дети постепенно привыкали к нагрузке. Для отдыха в перерывы для детей сформирована сенсорная зона. Она оснащена мягкими модулями, тактильными панелями и другим оборудованием. Дети могут использовать эту зону по мере необходимости для саморегуляции. А кроме того будет проводиться и постепенное приобщение детей из ресурсного класса к общешкольной жизни. Возможно, в будущем некоторые из них смогут перейти на учёбу в обычный класс, если возникнет такая необходимость. Опять же – эти процессы должны идти поступательно, без «рывков», чтобы добиться оптимального результата.
Дети с РАС и социум
- Возможно ли создавать такие классы при каждой школе?
- Пока что наша система образования не набрала достаточно мощности в этой сфере, чтобы реализовать все планы за краткий промежуток времени. Многие школы в наших городах переполнены, что усложняет задачу. Есть надежда на новые школы, которые будут построены в будущем. Потому у нас есть план увеличивать число таких классов постепенно каждый год.
- Для нашего времени обучение «особенного» ребёнка в обычном классе или на дому – не редкость, что вызывает дополнительные проблемы.
- Важно понимать, что школьные учителя в первую очередь ориентированы на работу с нормотипичными детьми. Наличие хотя бы одного ребёнка с особенностями развития требует пересмотра подхода к обучению в корне. Однако проблема здесь гораздо глубже и лежит более в социальных взаимоотношениях. Нередко у таких детей не получается адаптироваться в новой среде из-за отношения родителей других учеников. Детям гораздо проще объяснить, в чём особенность их одноклассника и как можно помочь, чем их родителям.
Но, повторюсь, идеальным для таких деток будут именно занятия в специализированном классе на необходимом оборудовании и со специалистами соответствующего профиля.

- Каким может быть будущее у ребёнка с расстройством аутистического спектра?
- У каждого такого ребёнка есть шанс на полноценную жизнь в силу его возможностей и особенностей. Мы со своей стороны стараемся максимально обеспечить его необходимой поддержкой. Для нас важно, чтобы такой ребёнок по мере взросления смог выбрать для себя направление, которое поможет ему строить свою профессиональную карьеру – от растениеводства и полиграфии до IT-технологий, искусства и спорта. Необходимо обеспечить такого человека наставниками как во время обучения, так и на рабочем месте.
Второй немаловажный момент – социализация таких детей. Многие из них дистанцируются от своих сверстников, общение со взрослыми вызывает у них дискомфорт. Необходимо вывести их «из скорлупы» научив адекватно взаимодействовать с миром и чувствовать себя полноценными членами общества. И конечно, немалое значение имеет влияние родителей и то, как они принимают ту ситуацию, что воспитывают «особенного» ребёнка.