Всемирный день туризма отметили накануне, 27 сентября. Сегодня о развитии этой сферы не говорит только ленивый. Туризм событийный, гастрономический, промышленный и молодёжный – вариантов масса. Однако не каждый регион может похвалиться большим, а главное стабильным туристическим потоком.
Каждому ли региону можно стать туристической Меккой? На что стоит обращать внимание, чтобы привлечь отдыхающих? Почему для развития туристической привлекательности недостаточно обладать большими природными богатствами? Об этом и многом другом разговариваем с пресс-секретарём Федерации спортивного туризма России, экспертом первой Всероссийской премии развития молодёжного туризма «Больше, чем путешествие» Григорием Лучанским.
Пиар лишним не бывает
АиФ Оренбург: Григорий Григорьевич, как по-вашему, любой ли регион может стать туристическим? Или всё же для этого нужны какие-то предпосылки?
Григорий Лучанский: Я думаю, что туристов можно привлекать в любой регион. Но главное понять, какой именно вид туризма стоит развивать именно в этой территории. Ведь туризм – это не всегда про отдых в привычном его понимании. Это может быть спортивный туризм или гастрономический, сейчас активно развиваются разного рода промышленные туры или семейные выезды. У каждого из этих направлений есть свои тонкости и задачи, исходя из решения которых и строится вся туристическая повестка.
А самое важное – это медийное сопровождение любого туристического проекта. Чтобы туристы к вам поехали, нужно, чтобы они узнали об этой возможности, чтобы увидели и услышали, какие изюминки есть в Оренбуржье, чем там можно ещё заняться, что есть такого, чего больше нигде нет. Не стоит думать, что если уже есть знаменитые места – солёные озёра, Бузулукский бор – то туристы сами набегут. Как говорится, пиар никогда лишним не бывает. Нужно рассказывать о достопримечательностях, но не забывать добавлять в эти рассказы свои изюминки. Я знаю места, которые по своей сути ничего из себя не представляют с точки зрения туризма, но они нашли свой подход к развитию. Часто в этом помогает история местности. Стоит посмотреть, кто из учёных и исследователей работал на местности, что уже тогда привлекало их сюда. И из этих историй при грамотном подходе можно строить прекрасные исторические и исследовательские маршруты. Условно им можно дать названия «По следам Пржевальского», «Что изучал Даль в Оренбурге», ну и тому подобное.
– Важно ли при этом заручиться государственной или хотя бы муниципальной поддержкой? Или туризм может успешно развиваться как бизнес?
– Как показывает практика, оба варианта вполне возможны. Конечно, с финансовой поддержкой развивать проекты проще, не у всех есть возможность закупить необходимое снаряжение, организовать инфраструктуру, да и просто оплатить работу профессиональных гидов и экскурсоводов.
При этом по своему опыту знаю, что госструктуры с большой осторожностью относятся к поддержке туристических проектов на местах. Здесь важно уметь заинтересовать и показать, что это сотрудничество будет выгодным для обеих сторон. Госструктурам часто важно закрыть свои, условно говоря, отчёты, показать, что в территории ведётся работа по развитию туризма. А если это можно будет сделать за счёт конкретного проекта, да ещё и помочь ему этом в развитии, тогда этот симбиоз может дать очень хорошие плоды. Я, конечно, не хочу сказать, что чиновникам важно только на бумаге отчитаться о своей работе, это просто очень яркий и самый простой пример точки соприкосновения бизнеса и власти. Важно просто найти подход и показать, что туризм полезен не только конкретной фирме или самим туристам. Нужно убедить в том, что это действительно важно на государственном уровне, поможет развить территорию и принесёт конкретные плюсы, в том числе и в рублях.
В то же время сейчас доступно огромное количество различных грантовых программ и конкурсов. Причём они работают как на федеральном уровне, так и на региональном. Так что при желании и грамотном подходе деньги на развитие туристического проекта можно найти. Главное – не стесняться заявлять о себе.
Трудные шаги к успеху
– О развитии туризма в Оренбуржье говорят давно, есть немало проектов, набирает обороты промышленный туризм, выезды школьников. При этом на уровне страны мы до сих пор не стали каким-то лидером в туристической сфере, хотя в Соль-Илецк каждое лето приезжают миллионы отдыхающих.
– Отчасти это как раз недостаток того самого пиара, о котором мы говорили выше. Да, Соль-Илецк, Бузулук могут быть на слуху у тех, кто интересуется оздоровительным туризмом. Но что ещё эти же люди знают об Оренбуржье? Важно показать, что есть рядом с озёрами и бором, куда ещё можно выбраться, даже если у вас всего два-три дня на всё.
При этом не стоит думать, что туризм – это легко. Опять же, многим кажется, что если есть природные красоты, то у территории уже есть туристический потенциал. Но на самом деле туризм начинается там, где есть развития инфраструктура отдыха: гостиницы, сеть общественного питания, транспортная доступность, индустрия развлечений. Только вложившись во всё это – а это немалые средства – можно ждать отдачи от туристических потоков.
И вот здесь как раз и можно выстраивать государственно-частное партнёрство, потому что развитие туризма – это не просто привлечение внимания к региону. Это новые рабочие места, а значит налоговые поступления и наполняемость местных бюджетов. Это возможность участвовать в федеральных программах и проектах, а значит, о себе можно заявить на самом высоком уровне. Словом, мы снова видим, что эта коллаборация может дать отличные результаты, но только в том случае, если вкладываться – и вкладываться серьёзно – будут обе стороны.
В тренде – семейный тур и выживание
– На какие туристические направления стоит сегодня делать упор в том же Оренбуржье? Есть ли в этой сфере какие-то тенденции?
– Да, тренды есть. Сегодня очень высокий запрос на семейные туристические проекты: походы выходного дня, культурно-образовательные, те, где интересно будет всем членам семьи – от самых маленьких до возрастных. Это отчасти продиктовано государственной политикой на сплочение семей и укрепление традиционных ценностей. И, на мой взгляд, именно походы в этом плане работают лучше всего. Ведь где как ни на природе мы действительно понимаем значимость каждого, кто идёт с тобой рядом. Именно в походах дети по-другому смотрят на родителей, видят в них не просто строгих взрослых, а тех, кто умеет радоваться красоте, обладает удивительными знаниями и готов делиться этим с тобой. Часто в совместных походах отцов и детей дети открывают в папах настоящих супергероев – ведь до этого они не знали, что он умеет разводить костёр, что знает, какие ягоды можно набрать в лесу, что умеет управляться с удочкой или веслом. Жизнь в городе показывает нас в других ролях, которые тоже важны, но такие перемены и сплачивают семьи, показывая, что у них есть общие интересы.
Второй момент, с которым связана популярность семейных туров, – это строгость законодательства по отношению к ответственности за детей и вообще отдыхающих. Правила очень жёсткие и они должны быть такими, чтобы не повторялись трагедии, в которых гибнут дети, как это было в Карелии или в Хабаровске. Но чтобы сделать отдых доступнее, в том числе и для детей, проще, чтобы их сопровождали родители. Тогда на экскурсоводах, инструкторах и организаторах туров меньше ответственности.
Популярность такой темы объясняется тем, что большая часть людей сегодня сидят в офисах и путешествуют исключительно от дома до работы. Им хочется встряхнуться, получить новые эмоции, а вылазка в кардинально противоположные от тёплых кабинетов условия как нельзя лучше подходит для этого.
И самое главное – спросом всегда будут пользоваться недорогие туры. Сегодня средний класс достаточно сформировался. Выезды на пару дней в пределах 6-8 тыс. рублей могут позволить себе многие. А вот заграничный или пляжный отдых у моря – далеко не все. Так что стоит обращать внимание на доступность туристических услуг с точки зрения финансов. И тогда успех региону точно обеспечен.