В коллекции Сергея Лагунова – пока два десятка экспонатов. Грузовики советских времен, игрушечные педальные машины, экскаваторы и легковушки. Но это если считать только те, что начал собирать совсем недавно. А во дворе дома – настоящая Волга – «ГАЗ- 24», мопеды «Рига -11», «Рига-13», «Гауя» 1977 года выпуска. Их еще называют «моторчиками», если кто помнит.
«Никак не наиграюсь»
Коллекционером Сергей себя не считает, выгоды никакой от хобби нет, наоборот – одни расходы. Первое время супруга Елена не понимала мужа: какое удовольствие возиться с ржавым хламом? Но после первой выставки, когда от желающих посмотреть и подержать в руках отреставрированные машинки не было отбоя, смотрит на увлечение Сергея иначе. Корреспондент «АиФ Оренбург» встретился с Сергеем Лагуновым и узнал, где он берет игрушки, кого зовет на выставки и почему до сих пор не наиграется в машинки.
Анна Коннова, «АиФ-Оренбург»: Когда эта страсть к советским машинам – и настоящим, и игрушечным - у вас началась?
Сергей Лагунов: Да это с самого детства. У нас в колхозе была одна единственная «Волга», та самая ГАЗ-24. Тогда, по моему представлению, ничего красивее в мире не было. Когда у меня появились водительские права, я понимал, что не потяну ее – большой расход, запчастей или нет, или очень дорогие. Но где-то внутри это все оставалось. А когда мне исполнилось тридцать лет, я нашел свою мечту в соседнем районе, съездил и купил ее за 25 тысяч. Целенаправленно. Я хотел ею владеть.
Хотя даже на учет не сразу поставил: думаю, купил ведро с болтами, деньги вложу, а она ездить не будет. В сервисе такую цену заломили, что пошел, купил сварочный автомат и стал ремонтировать машину сам. Постепенно оборудованием обзавелся, ни от кого не завишу. Сейчас она кипит, свистит, но едет. Это я с возрастом понял, что меня привлекает не конечная цель, а процесс. Я пацаном ремонтировал моторчики, мог дни напролет этим заниматься. А когда все уже сделано, проедусь разок – отлегло, и уже не интересно. Ну, ездит и ездит, что там следующее ремонта требует? На самом деле: счастье – это не итог. Это процесс.
- А где игрушечные машины находите?
- Чаще всего в скупке металла. У них такое состояние – не догадаешься, что это игрушка. Просто кусок ржавой железки. Но когда прошу отдать, обязательно поинтересуются, для чего это мне. Я говорю, что реставрирую такие вещи, а потом выставки устраиваю бесплатные. Одни отдают даром, другие оставляют себе по принципу «раз кому-то надо, то, может, и мне пригодится».
У меня слов нет, какие модели раньше делали! Вот модель ЗИЛа - детализация поражает. Это же, казалось бы, детская игрушка, а у нее и дверцы, руль, салон металлический, а обшивка мягкая, бампер съемный гидроподъемник кузова – целая технология! А толщина металла какая! Машина весит почти пять килограммов. Коррозия ест, но не справляется.
Стал интересоваться, где делали такие игрушки. Оказывается, чаще всего автомобильные заводы и выпускали масштабные копии своей продукции, даже краска, например, использовалась та же, что и для настоящих автомобилей. Так было на УАЗе, например, на Горьковском автомобильном заводе. Часто у заводов оборонно-промышленного комплекса в номенклатуре были дорогие масштабные модели и дешевые игрушки попроще.
Кое-что покупаю в интернете, ежедневно просматриваю десятки сайтов, выбираю, сравниваю цены. Самая дорогая покупка? Педальная машинка «Нева» - 4,5 тысячи. Самая любимая – первый экземпляр – машинка Липецкого тракторного завода. Мои предки из Липецка. Я думал, куплю ее, восстановлю, поставлю на полочку и буду лелеять свои воспоминания. Но дело пошло дальше.
Воспоминания дарят эмоции
- Какое впечатление сложилось после первой выставки вашей коллекции?
- Я не ожидал такого интереса! Мы приехали в парк, расстелили ковер, расставили игрушки. Вижу – многие смотрят издалека, но не подходят, боятся, что «посмотреть» денег стоить будет. Я говорю: подходите, смотрите, фотографируйтесь, это бесплатно.
Через полчаса нашу «Волгу», которая почти пять метров длиной, не было видно из-за людей. Мы с женой, когда вернулись домой с выставки уже ночью, выдохнули, я говорю: Лен, завтра проснемся, а мы знамениты. Я не ожидал такого резонанса, хотя всегда знал: старые вещи дают эмоции. Вещь, которая вызывает приятные воспоминания, бесценна, и с годами становится еще дороже. Я даю людям эмоции, а взамен получаю стимул заниматься этим дальше.
- Вы по профессии учитель изо и черчения, работаете в магазине красок, коллекционируете игрушки, которые реставрируете. Какие планы строите?
- Я хочу во дворе дома сделать такой небольшой семейный парк, выставить все модели на ходу, чтобы на них можно было покататься, чтобы отцы показали своим детям игрушки, которые были в их детстве. Хочу выставки почаще организовывать, чтоб видеть, как дети забывают про телефоны, ну или достают, чтоб только сфотографироваться. Хочу больше историй про свои экспонаты знать – где изготавливались, в каком году, что за время было, хочу, чтоб делились другие своими историями, которых за каждой игрушкой – пруд пруди. То, что во мне так долго «сидело», наконец, нашло выход – страсть к автомобилям, работа и хобби совпали, так что я в процессе.