Примерное время чтения: 11 минут
863

Портал в прошлое. Кто носит обувь древних викингов в современном Оренбурге?

Реконструкция и ролевые полигоннные игры — заятие на столько же дорогое, на сколько и увлекательное.
Реконструкция и ролевые полигоннные игры — заятие на столько же дорогое, на сколько и увлекательное. Из личного архива

Сегодня производство обуви поставлено на поток, и обувь ручной работы считается роскошью. Однако сейчас никак не обойтись без ручной работы мастеров-сапожников. Восстановить потерявшуюся набойку, заменить сломавшуюся молнию или «собачку», залатать порвавшийся ботинок, — всё сейчас делается с применением тех же инструментов, которые использовались столетия назад. 

Корреспондент «Аргументы и факты в Оренбуржье» Дарья Крайнова встретилась с Ольгой Крид, мастером, создающим историческую обувь.

Экскурсовод. Переводчик. Швея.

Пошив исторической обуви для Ольги — хобби. Сначала девушка  отучилась на преподавателя английского языка. Как раз в тот период увлеклась шитьем. Добавила в копилку образований специальность дизайнера. Какое-то время шила одежду на заказ. Заказы были самые разные — от повседневной одежды до костюмов аниматорам.

В портфолио Ольги есть новгородские полусапожки X века, новгородские высокие сапоги, ботинки из Йорка с застежками и полуботинки из Хэдебю.
В портфолио Ольги есть обувь из разныъх эпох. Фото: Из личного архива

Отсчет интереса к исторической реконструкции обуви девушка ведёт с 2011 года.

— Это событие тесно связано с новым видом досуга, который в Оренбурге набирал популярность в то время - тематические балы. Каждый бал был посвящен определенной эпохе, и его участники должны были следовать определённому дресс-коду, - рассказывает девушка.

Из года в год заказчики становились все требовательнее, Ольге приходилось искать описания и изображения платьев, изучать историю костюма, выбирать подходящие эпохе ткани.

После знакомства с ребятами из клуба исторической реконструкции «Трувор» интерес к аутентичным нарядам перерос в искреннюю любовь.  

— В отличие от балов, в реконструкции каждый элемент одежды должен иметь под собой историческое обоснование, находку, изобразительный или описательный источник. Для пошива своих костюмов я использую только натуральные ткани, они становятся не просто одеждой, а порталом в прошлое, – делится Ольга.

Раньше в ход шли фабричные шерсть и лен, чаще уже крашенные, позже освоила этот непростой процесс сама. Затем начала работать с домоткаными шерстью и льном — довольно дорогими материалами, зато они выигрывали у фабричных за счет внешнего вида и плотности.

Костюм для бала может шиться несколько месяцев.
Костюм для бала может шиться несколько месяцев. Фото: Из личного архива

— Натуральные материалы наиболее удобны в работе - будь то шерсть, лён или кожа. Они не скользят при крое, от них всегда знаешь, чего ожидать. В одежде из таких тканей очень комфортно передвигаться в любую погоду, проверено на себе, — отмечает девушка.

Вместе с пошивом комплектов Ольга Крид изучает быт и историю раннего Средневековья, а именно - Скандинавии IX-X веков. За пять лет увлечения реконструкцией в арсенале уже есть пара некрашеных нижних платьев, пара верхних крашеных с отделкой, пара хангероков (сарафанов), кафтан, плащ, несколько пар обуви, а также множество литых украшений. Именно умение воссоздавать историческую обувь сделало работы Ольги Крид популярными среди «братьев по оружию».

Вы чьих будете?

При изготовлении исторической обуви Ольга использует натуральную коровью кожу растительного дубления, детали между собою сшивает покрытой пчелиным воском льняной нитью. Многая обувь тех времен, найденная при археологических раскопках, сделана из козьей кожи. Возможно, это связано с доступностью материала, но обувь из неё служила намного меньше из-за тонкости. Впрочем, нам, современным людям, трудно представить, как вообще можно ходить в таких кожаных «носках».

Украшение обуви зависело больше от статуса, иногда от региона.
Украшение обуви зависело больше от статуса, иногда от региона. Фото: Из личного архива

К созданию каждой пары Ольга подходит с исключительной ответственностью.

— В первую очередь я выбираю период и регион. Это могут быть славяне, финно-угры, скандинавы, Византия, Европа, Восток, степь, и так далее. Почти в каждом есть деление по «областям». Например, в Скандинавии такие области разделены по основным торговым городам: Хэдебю (Дания), Бирка (Швеция), Готланд (острова). Это важно, поскольку в каждом регионе была своя мода и свой крой. Например, я делаю антураж жительницы острова Готланд, IX-X века. Увы, но именно здесь не было обнаружено ни одной полноценной находки - обуви. Но Готланд вел активную торговлю с Хэдебю, среди прочих товаров могла быть и обувь. На основании этой версии я обращаюсь к находкам Хэдебю. Здесь, наоборот - есть много археологических источников, находки части или даже почти целого ботинка. Они представлены в историческом музее Висби в Швеции. Из 10 типов ботинок Хэдебю мы с заказчиком выбираем подходящий по статусу, высоте, доступности кроя.

Всю обувь оренбурженка шьет только индивидуально для каждого заказчика, «свободных» ботинок у нее не бывает. Больше всего заказов приходится на весну и лето, в преддверии фестивалей. И чаще всего новая пара «была нужна еще вчера». Стоимость пары всегда зависит от сложности и сроков изготовления.

Обувь ручной работы прошивается льняными вощеными нитками. Обувь ручной работы прошивается льняными вощеными нитками.
Обувь ручной работы прошивается льняными вощеными нитками. Фото: Из личного архива

Самой непростой частью в аутентичной обуви, по признанию Ольги, является создание выкроек. В этом деле девушка придерживается двух способов: разрабатывает макет по ноге, либо использует снятые с ноги мерки и базу выкройки.

— При первом способе я на макете размечаю места швов, шнуровки и деталей. Затем макет перевожу в бумажную выкройку, вношу правки. Со вторым способом уже проще. В готовую базу я просто вношу правки в соответствии со снятыми размерами. Хоть это и современные способы, но на историчность готовой пары они никак не влияют, — делится секретами мастер.

Уже по бумажным лекалам девушка  выкраивает детали из кожи. Отверстия для шитья пробивает заранее при помощи шила и специального пробойника. Детали, которых бывает от одной до трех, вручную сшиваются льняными вощеными нитками и иголками для кожи. Каждый ботинок сшивается на изнанке, выворачивается, затем мастер отбивает швы на специальной колодке. После этого обувь покрывается смесью масла и воска, которую Ольга также делает сама. Благодаря такой пропитке ботинки  будут отталкивать влагу. Понадобится какое-то время, пока обувь «обживётся» и станет совсем родной.

От платья Джульетты до жилетки рок-звезды

Но пошив одной пары обуви у оренбурженки уходит от двух дней до недели. Несмотря на то, что историческая обувь всячески украшалась, в своих работах Ольга обходится без этого.

Всю обувь оренбурженка шьет только индивидуально для каждого заказчика, «свободных» ботинок у нее не бывает.
Всю обувь оренбурженка шьет только индивидуально для каждого заказчика. Фото: Из личного архива

— Украшение обуви зависело больше от статуса, иногда от региона. Можно увидеть ботинки и сапоги с узорной вышивкой льняной или шелковой нитью, кантом из кожи, кожаной штаферкой. Порой обувь расшивали шелковыми кусочками ткани. Забавно, что чаще всего украшенная обувь  принадлежала мужчинам. Вряд ли это имело какой-то сакральный смысл, по крайней мере информации такой нет, - отмечает мастер.

В портфолио мастера есть новгородские полусапожки X века, новгородские высокие сапоги, ботинки из Йорка с застежками, полуботинки из Хэдебю.

У Ольги Крид сегодня есть собственная мастерская. Она делает брелоки, ремни, браслеты, кошельки, монетницы, обложки на паспорт, броши из натуральной кожи.  У мастера заказывают платья, костюмы, расшитые юбки, рубахи. Однажды  рок-музыканты доверили ей создание сценических костюмов. Каждый заказ – возможность узнать нечто новое и воплотить то, что раньше никогда не приходилось делать. 

Костюмы создаются после изучения исторических документов, на основании музейных экспонатов.

Костюмы создаются на основе исторических сведений. Фото: Из личного архива

Показатель статуса женского комплекта выражен в основном украшениями. Фото: Из личного архива/ Юлия Григорьева

Одежда — это портал в другую эпоху или даже вселенную. Одежда — это портал в другую эпоху или даже вселенную. Фото: Из личного архива

 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах