65

Петелька за петелькой. Семь поколений пуховязальщиц оренбургской семьи

Петелька за петелькой. В семье подрастает седьмое поколение пуховязальщиц.
Петелька за петелькой. В семье подрастает седьмое поколение пуховязальщиц. / Маргарита Азнабаева / Из личного архива

Алине Азнабаевой в этом году исполнилось 7 лет. Недавно она впервые взяла в руки спицы и попробовала перекидывать петли с одной на другую. Быстро устала и отложила работу. А через некоторое время снова взяла. Очень хочется девочке создавать удивительной красоты паутинки, чтобы быть похожей на маму, бабушку, прабабушку и так далее. Алина знает, что в ее роду по маминой линии всегда вязали все женщины.

Один, два, три, четыре и так до десяти… потом обратно. Это взрослым кажется, что перекинуть петли с одной спицы на другую без провязывания – очень простое занятие, а для семилетней девочки оно крайне сложное, требует усидчивости и максимальной сосредоточенности.

– Я провязывать петли тоже пробовала, но это очень трудно, – признается Алина Азнабаева. – Вот научусь перекидывать их быстро, с закрытыми глазами, потом, наверно, и нитку протягивать легче будет. Как свяжу свою первую паутиночку, обязательно подружкам ее покажу.

Мама Маргарита лишь улыбается, слушая рассуждения дочки. Очень Алина ее саму напоминает. Когда-то ведь и Маргарита так же терпеливо под маминым руководством петельки перекидывала. Это сейчас она мастер пуховязания, победительница престижных конкурсов и обладательница различных наград. Маргарита преподает непростое искусство студентам Оренбургского областного художественного колледжа и бережно хранит славную историю своей семьи.

От матери – к дочери

Гордиться Маргарите Азнабаевой есть чем и равняться тоже есть на кого. Ее мама – известная в Оренбуржье и далеко за его пределами Роза Гумерова. На счету Розы Сахабовны тысячи ажурных платков и палантинов. И ни на одном из них рисунок не повторяется. Она – автор оригинального узора «Восточная звезда», который еще в 80-е годы прошлого века вошел во все учебники и методички по пуховязанию. И особую «гумеровскую» обрешетку многие мастерицы в Оренбуржье знают и при создании своих изделий используют. Искусствоведы и сейчас очень высоко оценивают элементы «гумеровского творчества».

Более 20 лет Роза Сахабовна преподавала пуховязание в Желтинской средней школе. Учила девчонок по собственной программе. Отпечатала на машинке свое видение уроков пуховязания и приступила к работе.

– Не всем тонкости рукоделия даются легко. Многие девчата плакали, бросали недовязанные изделия. Понятно, что трудно из рядка в рядок узор сохранять, ничего не пропускать, петли ровненько провязывать. Но без этого никак, – рассказывает Роза Гумерова.

1.	Изделия Маргариты Азнабаевой и её мамы Розы Гумеровой – украшение для любой выставки.
1. Изделия Маргариты Азнабаевой и её мамы Розы Гумеровой – украшение для любой выставки. Фото: Из личного архива/ Маргарита Азнабаева

Роза Гумерова вязать научилась от бабушки. Мать не доверяла младшенькой ажур паутинок. Заставляла носки да варежки штамповать из шерсти. Долго Роза мирилась со своей участью. До 13 лет. Пока не решилась на отчаянный поступок. Напряла сама клубочки, пришла к бабушке и потребовала научить платок вязать.

Бабушка Закиябану Халиулловна женщина мудрая была. Она самый сложный узор «Соты» внучке показала. Накиды, накиды, накиды… Ни одного нельзя пропустить. Пыхтела Роза, трудилась, а бабушка приговаривала: «Научишься самому трудному, а простое само пойдет!» Этот принцип потом и сама Роза Сахабовна в обучении использовала. До сих пор вспоминает бабушку и ее премудрости.

Сам Сталин оценил!

Закиябану Халиулловна еще в царские времена вязать начинала. Пуха не было тогда. Ажурные платки женщины из тонкой шерсти вязали и сдавали Миколке, который в Желтое из Оренбурга приезжал. Современные историки считают, что Миколкой в селе называли бывшего учителя Николая Михайловича Алексеева, который помогал супруге губернатора Владимира Ершова наладить производство и сбыт пуховых платков в промышленных масштабах.

Всколыхнется, бывало, деревня, загудит из дома в дом: «Миколка приехал, Миколка приехал!» И достают мастерицы свои изделия, несут их для выкупа. Потом Миколка пух стал привозить в Желтое, заказы делать и качество их исполнения проверять. Так первая пуховязальная артель в Оренбургской губернии появилась. Много их потом было и до революции, и в советские годы, но Желтое навсегда осталось центром ажурного пуховязания. Прославила далекое оренбургское село на весь Советский Союз дочка Закиябану Халиулловны. В 1938 году она вывязала спицами на платке государственный герб и надпись «Да здравствует Сталинская Конституция!». За это 18-летней жительнице Желтого Гавгар Гимадеевне Ишмухаметовой вручили Почетную грамоту, подписанную лично Иосифом Сталиным, и огромную по тем временам премию – 250 рублей. А потом еще поездкой в Москву и Ленинград наградили юную мастерицу.

2.	Пух для своих паутинок настоящие мастерицы всегда сами готовят.
2. Пух для своих паутинок настоящие мастерицы всегда сами готовят. Фото: Из личного архива/ Маргарита Азнабаева

Вяжут и мальчики

– Так сложилось, что для мамы, бабушек и прабабушек вязание ажурных платков было необходимостью. Рукоделием женщины во все времена зарабатывали неплохие деньги. Но, несмотря на планы и задания, каждая стремилась внести в изделие что-то свое, уникальное и оригинальное. Так и переплетались в пуховязании ремесло и творчество, – рассуждает мастерица в шестом поколении Маргарита Азнабаева.

Молодая женщина уже несколько лет пытается вернуть в пуховязание своих братьев Романа и Руслана. Вязать они оба научились в подростковом возрасте. Причем Руслан с удовольствием и интересом взялся за дело. И даже в телепередаче «От всей души» вместе с мамой Розой и бабушкой Гавгар участвовал. А Роман поначалу очень скептически отнесся к предложению научиться вязать. «Что я, баба что ли?» – протестовал мальчишка, а потом незаметно для себя увлекся. Да такие шедевры создавал, что покупатели за ними в очередь вставали.

Сейчас ни Руслан, ни Роман не вяжут. Мужским профессиям себя посвятили, но делом семейным гордятся.

В фондах Оренбургского областного музея изобразительных искусств хранятся платки, вывязанные представителями разных поколений Ишмухаметовых и Гумеровых.
В фондах Оренбургского областного музея изобразительных искусств хранятся платки, вывязанные представителями разных поколений Ишмухаметовых и Гумеровых. Фото: Из личного архива/ Маргарита Азнабаева

Все впереди

В фондах Оренбургского областного музея изобразительных искусств хранятся платки, вывязанные представителями разных поколений Ишмухаметовых и Гумеровых. Есть в копилке и работы Маргариты Азнабаевой. Какую фамилию будет носить Алина Азнабаева, каким платком и узором прославится нынешняя первоклассница, пока даже предположить невозможно. Но глядя на надувшую щечки девочку, перебирающую петельку за петелькой со спицы на спицу, можно не сомневаться в том, что и она свое слово в истории оренбургского пуховязания обязательно скажет. И свою страницу в славную родословную мастеров ажурной пуховой ниточки непременно впишет, новым поколениям любовь к ремеслу передаст. Не зря же новорожденную Алиночку в пуховую паутинку завернули при выписке из роддома. Бабушка Роза специально для такого случая изделие связала.

Компетентно

Искусствовед Ирина Бушухина:

– Для нас, оренбуржцев, оренбургский пуховый платок – символ, наполненный богатейшей историей, связанной с родной землей. В нем казачьи корни, благодарность за возможность выжить в тяжелые годы, мировое признание и всеобщее восхищение, тепло материнских рук и любовь к родному краю… Оренбургский пуховый платок – это воспоминание о наших мамах и бабушках, о наших близких и любимых, кто кровно связан с Оренбуржьем. Он заставляет нас помнить свои корни, олицетворяет связь поколений, связывая нас в единую оренбургскую семью. Мы боготворим мастериц, в семьях которых секреты вязания передаются из поколения в поколение, от матери – к дочери. И всех женщин, девушек, девочек всегда рады видеть на мероприятиях в рамках Дней оренбургского пухового платка.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах