Студенческие годы большинство вспоминает с благодарностью и улыбкой. Время, наполненное поиском себя, своего места в жизни, когда образовывались дружеские связи и формировалось профессиональное самоопределение. Какие они, сегодняшние студенты? К чему стремятся, что хотят воплотить, а что – изменить?
«Стараюсь наработать опыт»
Студент третьего курса института энергетики, электроники и связи Никита Яковлев учится на электроэнергетическом факультете, при котором работает конструкторское бюро. Студенты третьего и четвёртого курсов принимают участие в разработке различного оборудования, заказы поступают от предприятий.
– Недавно мы создавали электропривод для ТРЗ, там стояло советское оборудование, а нам нужно было собрать современное, – рассказывает Никита. – Для студентов это отличная практика. Кроме того, с этим проектом мы принимаем участие в различных конкурсах.
Помимо практики в бюро, приходится учиться самостоятельно, я дополнительно прошёл курсы по программированию, так как это необходимо для дальнейшей работы. Курсы бесплатные и также разработаны студентами одного из российских вузов.
На вопрос: «Чего не хватает студентам технических специальностей?», Никита отвечает: «Хотелось бы иметь больше учебных материалов в электронном формате. Так как учимся мы по советским учебникам, приходится много времени проводить в библиотеке, а это не всегда удобно. С другой стороны, новых законов физики не открыли, а прежние учебники действительно качественно сделаны, но всё равно хотелось бы больше интерактива».
Помимо учёбы, Никита пишет научные работы, уже есть пять публикаций, все они так или иначе связаны с его специальностью и проектированием. Парень участвует в различных конференциях вуза, где учат, как проводить презентации, строить бизнес и т. д.
– Всё это пригодится на защите проектов, – уверен студент, – так как иногда мы с ребятами принимаем участие и в грантовых конкурсах. Из последних достижений – третье место в конференции «Энергия молодых», а также выход в финал конкурса грантов, результаты которого ещё не объявлены. В «Энергии молодых», к сожалению, на мой взгляд, нам не удалось верно донести мысль до слушателей. Кроме того, мы не знали всех критериев отбора. Представляли проект компактного и многофункционального привода, который можно установить почти на любой заводской станок, в то время как традиционные приводы занимают много места, в том числе при их производстве и транспортировке. Мы пытались простым языком объяснить, что хотим создать импортозамещение в этой области.
В своё время Никита Яковлев сознательно выбрал обучение в ОГУ, хотя по баллам прошёл в столичный Московский энергетический институт. Инженеры с дипломом факультета Оренбургского госуниверситета ценятся на рынке труда, и в магистратуру с ним поступить легко.
– В Оренбурге, конечно, специалисту такого профиля найти работу сложно, заводов осталось не так много, – сожалеет Никита. – После окончания вуза планирую переехать в более крупный город. Сейчас стараюсь наработать опыт. Если бы удалось устроиться на официальную работу по специальности, было бы ещё лучше, так как везде нужен стаж.
«Возможно, стану криминалистом»
Карина Руина учится на 4 курсе химико-биологического факультета ОГУ, специальность – фундаментальная прикладная химия, аналитическая химия. Папа видел свою дочь – выпускницу физико-математического лицея – программистом. Всё спокойно обсудили на семейном совете и решили, что ситуация с программистами будет такая же, как когда-то с юристами: переполненный рынок не мог обеспечить всех работой. Решили идти на химика – профессия и нужная, и востребованная.
– Химики нужны и на заводах по очистке воды, в организациях по контролю качества среды, на газовых и нефтяных предприятиях, – говорит Карина. – Возможно, пойду в аспирантуру, мне импонирует наука. Но при этом хотела бы пойти работать криминалистом. Как химика меня расстраивает отношение к химии в принципе. Те же программисты или физики ценятся больше, хотя технологи на пищевом производстве отвечают за качество продуктов питания, от которого, в свою очередь, зависит здоровье каждого человека в обществе. В школе считается, что химия – очень сложный предмет, хотя он не сложнее физики. Мне бы хотелось изменить отношение к химии как к предмету, который очень актуален в современной жизни.
В списке основных достижений девушки – третье место в конкурсе «Лидер XXI века», победа в городском конкурсе «Студент года». Она – участник всероссийского конкурса «Студент года» в номинации «Староста года». Заняла второе место на всероссийском кейс-чемпионате по химии. А ещё – член молодёжного организационного комитета студенческого фестиваля «На Николаевской».
– Сейчас для студентов очень много вариантов развития – как для личного роста, так и в профессиональном плане, – уверена студентка. – Можно заниматься общественной деятельностью, можно наукой – выбор богатый. Мы принимаем участие в форумах, причём поездки оплачивает вуз. Например, мы ездили в Воронеж на форум «Турнир трёх наук», пять человек-участников провели там неделю. Участвовать за свой счёт было бы невозможно. Если ты готов показать себя, чувствуешь свои силы и можешь побеждать – вуз поддержит.
На вопрос, по-прежнему ли верят студенты в приметы, Карина с улыбкой отвечает, что в основном сейчас молодёжь рассчитывает на себя. Но некоторые всё-таки подкладывают пятак под пятку или заходят в аудиторию исключительно с левой ноги, считая, что на ней – удача.
К «красному» диплому Карина не стремится. Считает, что главное – чувствовать удовольствие от получения знаний и реализации себя в разных сферах.
Исполнить мечту
Екатерина Ройба – выпускница ОГУ, её пример – для тех, кто стремится исполнить свою мечту. Катя хотела стать учёным. Исследовала последствия землетрясения на Фукусиме, защитила диссертацию по проблемам репарации повреждённой радиацией клетки в Университете Хиросимы, сегодня занимается разработкой новых методов экспресс-биодозиметрии в Нью-Йорке.
– Мне не было и пяти лет, когда я спросила маму, что значит быть учёным, – вспоминает Екатерина Ройба. – Она ответила, это очень сложно. А я сказала, что буду учёным. Мечтала, чтобы мне подарили микроскоп, представляла, как выглядят растения и насекомые под большим увеличением.
Из школьных предметов больше всего по душе девушке была биология. Особенно нравились задачи про хромосомы, некоторые – даже сложные – решала в уме. При поступлении в вуз выбрала микробиологию на химико-биологическом факультете. В надежде, что эта специальность откроет ей путь к генной инженерии. Так оно и случилось.
По обмену, объявленному правительством Японии, Екатерина попала в Университет Хиросимы и стала работать в лаборатории генетики и клеточной биологии.
– Я попала в очень авторитетный научный коллектив, который специализируется на изучении аномалий деления клеток после радиации, – рассказывает Екатерина Ройба. – Мы работали с раковыми клетками, облучали, смотрели, какие генетические механизмы нарушаются и почему клетка не делится нормально. Честно говоря, именно этот раздел биологии был не из самых моих любимых, поэтому пришлось очень много работать, чтобы не подводить принявших меня в коллектив учёных. Было тяжело: очень много впечатлений, новая культура, другая еда, другие люди. Но не прекращала работать ни на минуту, было слишком интересно.
После стажировки в Японии Екатерина полтора года работала в Хабаровском НИИ, в лаборатории вирусных гепатитов и СПИДа. Сейчас место работы выпускницы оренбургского вуза – Колумбийский университет в Нью-Йорке.
– Я часто вспоминаю наш университет, – говорит Екатерина. – Мне нравились эксперименты на кафедре, нравилось изучать бактерии. Очень запомнилась полевая практика по биологии. Очень любила кафедру физики, где работала под руководством Виталия Львовича Бердинского, и Японский информационный центр. Время прошло, а воспоминания яркие.