Как преодолеть противостояние между водителями автомобилей и мотоциклов? То, что оно существует, – ни для кого не секрет. А между ними ещё и пешеходы. Насколько комфортен областной центр для мотолюда, есть ли площадки, на которых они могут тренироваться, достаточно ли навыков даёт автошкола? Об этом и многом другом рассуждает мотоциклист с 6-летним стажем Наталья УНРУ.
Навесили ярлыки
– Почему и какой именно выбрали мотоцикл? Как родители отнеслись к такому увлечению?
– Мотоциклы всегда нравились, как любая техника, которая вызывает выброс адреналина. Я езжу на эндуро – это техника для бездорожья. Последние два года езжу и по городу, но в степи, горах или на трассе немного безопаснее, чем ездить на городских улицах. Сейчас у меня мотоцикл китайского производства, мощность – 21 лошадиная сила, весит 120 кг – в два раза больше меня. Внутри сообщества большая взаимовыручка, люди по интересам понимают друг друга лучше, чем кто бы ни было. Едем навстречу – поздороваемся, нужна помощь – помогут все, кто чем может. Это воодушевляет. Что касается родителей, скажу так – они смирились с моим выбором.
– Что можете сказать об уровне преподавания навыков в автошколах?
– Для мотоциклиста нет экзаменов в городе, только на площадке перечень упражнений – змейка, поворот, восьмёрка, ускорение, а по улицам не учат ездить. Плохая техника, инструкторы, говорящие «вот вам площадка, вот мотоцикл – катайтесь» – это реальность. Даже если человек без проблем сдал ПДД, при выезде в город начинается паника.
Мне повезло, я шла получать права в школу, о которой хорошо знала. Был индивидуальный подход к каждому ученику, хорошая техника, экзамены сдают почти все с первого раза. Грамотное преподавание очень важно, если не научить базовым навыкам, могут быть серьёзные последствия.
Маневры, которые порой совершают автомобилисты, меня часто пугают. Даже если мы едем по правилам и не превышаем скоростной режим, динамика у мотоцикла другая. Мы быстрее ускоряемся, и тормозной путь у нас не такой, как на машине. Автомобилисты же часто нас «не видят» или не успевают рассчитать свои действия.
Есть просто неравнодушные люди, которые всё лето по выходным приглашали всех желающих пройти теорию и отработать её на практике, такие бесплатные курсы безопасного вождения. Там мы разбирали основы правильного торможения, прохождения поворотов, как не попасть в экстренные ситуации, и как вести себя, если всё-таки попал в них. Неверное, торможение, неправильное маневрирование при поворотах – это те ошибки, которые совершают даже мотоциклисты со стажем, и как минимизировать последствия в критических ситуациях – многие не знают. Рассматривали и вариант, что делать, если уйти от столкновения уже никак нельзя. Многие в такой ситуации вцепляются в мотоцикл, а надо постараться наоборот от него оттолкнуться. В столкновении ты явно проиграешь, если перелететь через машину – шансы выжить есть.
Это были очень полезные курсы, так же считали и водители с богатым опытом. Но многие о таких встречах даже не знают, к сожалению. И получается, что каждый выживает, как может.
– Почему противостояние между автомобилистами, мотоциклистами и пешеходами такое острое?
– Я думаю, это от общего воспитания, и не вижу выхода из этой ситуации. И среди водителей авто, и среди нас есть такая дрянная овца, из-за которой тень ложится на всё сообщество. Никто не запомнит мотоциклиста, который ехал по правилам. Все помнят тех, кто ездил по набережной, по тротуарам, кто газует на ночных улицах. Этим обычно страдает молодёжь. У кого нет прав – таких очень много стало. Катаются на пит-байках, которые им покупают родители, не понимая, чем это может обернуться.
У нас как на стационарные камеры реагируют: понаставили, прячутся, деньги зарабатывают! Не нарушай правила – не придётся платить штрафы, в чём проблема?!
А тут ещё самокаты добавились, мне кажется, они мешают всем. Для них не прописаны правила, нет ни выделенных полос, не специальных мест. В некоторых европейских странах для самокатчиков на дороге есть не просто выделенная, а отгороженная полоса! Если пешеход зазевается на велодорожке, он будет виноват, если пострадает. Ему нельзя на ней находиться.
У нас – возьмём для примера Набережную. Там разделили полосы – для велосипеда, для бега. Что в реальности? Везде идут пешеходы, между ними снуют самокатчики и велосипедисты. Казалось бы, всё просто – соблюдай правила. Но нет.
Я понимаю, что велосипедистам на дорогах страшно. Там автомобили, превышающие скорость, там нет возможности для манёвра, потому что все обочины заставлены припаркованными как попало машинами. Поэтому они выбирают для движения пешеходные дорожки, и тогда уже страшно становится пешеходам.
Площадок нет, соревнования не проводятся
– Есть ли в Оренбурге площадки, где вы можете потренироваться?
– Нет, ни одной. В этом – одна из проблем. Есть мотодром в Ростошах для официальных гонок, с трассой и трамплинами, но сейчас его забросили – он просто зарастает. Никаких соревнований в городе не организуют.
Вы, наверное, заметили, что в последнее время в центре города мотоциклистов стало меньше. Это не потому, что повесили знаки ограничения, а потому что собираться стали на окраине, где объездная дорога. Но с учётом того, что там дома растут, как грибы после дождя, скоро и те жители жаловаться начнут.
Интересная политика у города – раз мотоциклисты мешают, мы должны куда-то убраться. Куда? И почему наши интересы менее важны, чем интересы тех, кому мы мешаем?
Я сама живу в доме на перекрёстке, и мне мотоциклы мешают меньше, чем машины с грохочущей музыкой, которая слышна издалека. А если ещё на светофоре остановится… Но против них народных волнений нет. В любую соцсеть зайдите, посмотрите, что пишут в комментариях о ДТП с мотоциклистами. Мало того, что виновниками всегда считают нас, так ещё злорадствуют, мол, так нам и надо, «пусть хоть все передохнут». Это просто ужасно.
Обрызгать, обгоняя
– Насколько дружелюбна дорожная система для мотоциклистов и много ли вас? Приходилось попадать в аварии?
– Город комфортен только для эндуро, предназначенная для бездорожья подвеска позволяет комфортно ездить даже по самым плохим дорогам. А для жёсткой подвески даже небольшая ямка весьма ощутима. Дороги в последнее время лучше, но немало опасных, аварийных участков.
У нас есть свой чат для тех, кто ездит на эндуро – в нём больше 160 человек. И это не считая тех, кто ездит на других классах мотоциклов. И с каждым сезоном всё больше становится. Очень много девочек садится за руль мотоцикла. Но город ничего не делает для нас, только вешает запрещающие знаки.
В аварии не попадала, но бывали случаи, когда чудом проносило. Причём всегда в моих случаях были виноваты водители автомобилей. Потому что не заметили, потому что решили передо мной проскочить. Иногда делают вид, что не почувствовали соприкосновения с мотоциклом, уезжают, не извинившись, не повернув головы. Проехать так, чтобы окатить с ног до головы водой из лужи, – и такое бывало.
В поле случались серьёзные падения, но я к этому готова была. Я катаюсь в экипировке, мой максимум – сотрясение, смещение ключицы, синяки и ссадины.
– Где нравится кататься и когда у мотоциклистов обычно заканчивается сезон?
– У нас в области рельеф не очень интересный, а вот в Башкирии – красота. Ездила на Андреевские шишки, в Ямашлу, чтобы добраться в Банное, уже нужен прицеп, своим ходом ехать далеко. Надо же и силы после дороги сохранить, чтобы покататься.
Там шикарный рельеф, очень красивая природа. Путешествовать на мотоцикле очень здорово, всем советую (смеётся). Не всегда можно найти компанию, трудно совпасть по времени и по выходным дням, поэтому я часто езжу одна.
Официальное закрытие сезона обычно 1 октября, а дальше – кто сколько протянет. Я обычно катаюсь до морозов. С похолоданием, конечно, зацеп хуже становится, просто необходимо менять стиль вождения и ездить ещё аккуратнее. Все мы страдаем зимой без своего любимого занятия и очень ждём начала нового сезона.