Проблема отходов, которыми день ото дня полнится наша планета, волнует многих людей. К счастью, сегодня человечество научилось перерабатывать многие материалы, такие как пластик, бумага, дерево и повторно пускать их в дело.
Желание помочь планете сподвигло 17-летнего ученика «Газпром-класса» Подгороднепокровской школы Оренбургского района Азада Рагимова разобраться в основах переработки различных материалов и собрать установку по переработке твердых бытовых отходов с получением полезных для экономики химических продуктов.
Азад и его семья пригласили к себе в гости корреспондента oren.aif.ru, чтобы рассказать о своих исследованиях и планах, а также продемонстрировать работу установки.
Будущее планеты средь кустов клубники
Экспериментальную установку Азад и его отец Эльшан собрали на заднем дворе дома. Семья Рагимовых проживает в частном доме. Место для установки нашлось неподалеку от грядок с клубникой. Сначала Азад на 3D принтере напечатал макет установки, на лазерном станке вырезал подставку для макета, а затем показал отцу свои чертежи, и уже по ним глава семьи сварил ее в натуральную величину.
На демонстрацию работы установки прибыл также главный технолог газоперерабатывающего завода Андрей Васильев. Эксперт отметил, что новизны в этой технологии нет, однако его восхитили целеустремленность, гибкий ум и трудолюбие одиннадцатиклассника. Ведь Азад собственными размышлениями, расчетами, пытливостью буквально докопался до особенностей химических процессов.

На протяжении нескольких лет исследование Азада курировала наставник школы Наталья Иванова. В Подгороднепокровской школе Наталья Степанова работает уже четвертый год — готовит детей к олимпиадам и конкурсам. С Азадом они занимаются с девятого класса.
Первая работа школьника и Натальи Ивановны стала теплица, изготовленная из вторичного материала и оснащенная капельным поливом. Над установкой для переработки отходов они вместе работают последние два года.
— Мы долго сидим, разбираем, смотрим, потом анализируем, затем всю информацию проверяем в источниках в Интернете, ищем аналоги и прототипы, — рассказывает Степанова.
Своим подопечным Наталья Ивановна гордится, называет его тружеником и верит, что Азад добьется больших успехов в будущем.
— Я считаю, что установка Азада полезна, так как в нашем мире есть ресурсы, которые исчерпаемы. Развитие переработки отходов позволит нам неоднократно использовать одни и те же материалы и получать новые продукты. Я считаю, что для юноши такого возраста создание этой установки можно считать большим успехом, — подчеркивает Наталья Степанова.
«Думал, что это какой-то аппарат»
Говоря о создании экспериментальной модели установки нельзя не отметить роль отца Азада Эльшана в этом процессе. Сам глава семейства работает строителем, но эксперимент сына не оставил его равнодушным.
Над ее конструкцией отец и сын Рагимовы работали вместе. Азад чертил, Эльшан — варил.
— Я сначала не понимал, что нужно делать. Когда сын показал, я подумал, что это какой-то бытовой аппарат, — смеется Эльшан. — Не сразу все получилось. Варили, переделывали, где-то приходилось подваривать потом. Но со второго раза (установка, которую Рагимовы показали журналистам —вторая по счету — прим.авт.) уже стал четко понимать, что и как делать.
Своим сыном Эльшан гордится и рад, что его исследование заинтересовало стольких людей.
Каждую бутылку — в дело
Мама Азада Алия признается, что эксперименты сына на заднем дворе, конечно, прибавили ей пару седых волос. Но оно того стоило. Свое первое изобретение Азад представил маме еще в восьмом классе.
— Азад всесторонне развитый ребёнок, ему всё нравится, всё интересно. С первого класса он у нас отличник по всем предметам. За эти годы у него получались разные проекты. Наталья Степановна очень ему помогает в его исследованиях, — рассказывает она.
Как признается мама юноши, все бессонные ночи, все корпения над книгами и треволнения стоили полученного результата.
Останавливаться на достигнутом сам Азад не собирается. В беседе с oren.aif.ru, парень рассказал, что темой переработки отходов заинтересовался в 15 лет. До этого у него был проект на схожую тему. Уже в 11 классе Азад решил создать альтернативу классическому мусоросжиганию, которая помимо утилизации отходов позволила бы получать сырьевые материалы.

Метод школьника позволяет не только избавляться от мусора, но и снижает количество вредных выбросов в атмосферу. Полезным сопутствующим результатом является получение новых продуктов (сера, парафин, углерод), а также топлива, горючих материалов и, например, терефталевой кислоты. Последняя используется для производства полимеров и того же ПЭТ-пластика.
Мировой опыт — на благо России
Несмотря на масштабные полученные результаты жизнь 17-летнего оренбуржца не крутится только вокруг исследований и опытов. В свободное время Азад с удовольствием читает художественную литературу, может поиграть в компьютерные игры или разработать новый макет для лазерного станка или 3D-принтера. В работе последнего Азад разбирался сам, с помощью видеоуроков. Макеты создавал в программе отечественной разработки. Интерес к лазеру у него проснулся после победы в региональном этапе чемпионата по профессиональному мастерству в номинации «Лазерные технологии». Азад даже ездил в Москву на чемпионат по данному направлению.
Впереди у юноши экзамены и поступление в Санкт-Петербургский горный университет. Бросать работу над проектом он не планирует, так как здесь еще есть над чем поработать. На вопрос о мечтах Азад отвечает, что пока он еще в начале своего пути и их как таковых у него нет. Но отмечает, что ему было бы интересно изучить зарубежные технологии в тех или иных областях, а затем применить их в России.
Глядя на рвение и упорство Азада, веришь, что у этого оренбуржца большое будущее и не одно крутое открытие впереди.