Государственная корпорация ВЭБ.РФ не получила заявок на участие в программе развития электротранспорта от городов Оренбуржья на 2022 год. Программа подразумевает выделение 400 миллиардов рублей на покупку электробусов и трамваев, а так же создание сети зарядных станций и электросетевой инфраструктуры для них.
Заявки на участие в программе подали 13 городов. В том числе наши соседи - Саратов, Уфа, Нижний Новгород и другие города. ВЭБ.РФ готов выделить деньги на условиях концессии, то есть это не подарок, а реальное вложение средств с расчётом, что потом компания - эксплуатант электротранспорта постепенно, в течение 25 лет, будет возвращать инвестиции. Один город может получить максимум 120 миллиардов рублей, причём ставки - на очень низком уровне, фактически - беспроцентные средства.
Однако участвовать в этой программе города нашего региона не стали. Хотя износ троллейбусного парка в Оренбурге, например, составляет практически 100%. Электромашины давно выработали ресурс, и сейчас МКП "Оренбургские пассажирские перевозки", которое эксплуатирует электротранспорт, фактически занимается "каннибализмом": разбирая один троллейбус, ставят "на колёса" другой.
Схожая ситуация и в трамвайных парках Орска и Новотроицка, где тоже требуется давно уже обновление техники.
- Вопреки расхожему мнению троллейбусы как вид транспорта очень дорогостоящие. И по эксплуатации, и по цене за саму машину. Гораздо дороже, чем аналогичный по вместимости автобус на газомоторном топливе - метане. И нам, оренбуржцам, нужно принципиально решить - оставить ли троллейбусы на улицах, например, как некий символ города, как его "изюминку" и субсидировать из бюджета. Или всё-таки принять решение и отказаться от электротранспорта как слишком дорогостоящего, - считает председатель Автотранспортного союза Оренбуржья Александр Шмарин. - Электробус, способный заряжаться от контактной сети и на аккумуляторах ехать часть пути, 20-30 километров, выглядит более привлекательным решением, чем классический троллейбус, всегда "привязанный" к проводам. Но и тут масса нюансов: опыта эксплуатации таких электромашин в России пока не очень много. Нужна инфраструктура: где их ремонтировать? Где взять для этого специалистов? Как поведут себя электробусы в нашем резко континентальном климате? И самое главное - как впишутся они в нашу транспортную модель, которой в Оренбурге сейчас фактически нет?
Добавим, что в 2022 году губернатор Оренбургской области Денис Паслер пообещал выделить Оренбургу и Орску 1,5 миллиарда рублей на покупку новых пассажирских автобусов. За эти деньги рассчитывают приобрести около 100 их единиц. 75, вероятнее всего, достанется Оренбургу, 25 - Орску.
Однако это средства именно на автобусы. Покупка троллейбусов и трамваев за этот счёт не предусмотрена.