Мэрия Оренбурга на прошлой неделе завершила оформление сделки на покупку 66 автобусов большой вместимости марки «ЛиАЗ-5292» модификации 67 у нижегородского дилера. Новенькие машины, за которые из казны заплатили почти миллиард рублей, приедут в наш город через два месяца.
Однако ряд экспертов и учёных уже недоумевают: муниципальные власти не взяли в расчёт практически ничего из тех рекомендаций, что сами же и спрашивали. И есть серьёзные опасения, что дорогостоящая покупка окажется если не бесполезной, то уж точно не даст того эффекта, на который рассчитывали.
Слишком большой
Автобус «ЛиАЗ-5292» Ликинского завода, входящего в группу «ГАЗ», – это большая низкопольная городская машина, вмещающая 114 пассажиров, с кондиционером, системой ГЛОНАСС, передающей данные на диспетчерский пульт, с платформой для погрузки инвалидных колясок. Кроме того, в автобусе есть также USB-розетки для зарядки гаджетов пассажиров и оборудование для раздачи Wi-Fi в салоне.
Казалось бы, прекрасная машина, современная и удобная. Всё так, но есть нюанс. Исследования пассажиропотоков и оптимальной схемы движения транспорта, проведённые по заказу мэрии учёными Оренбургского госуниверситета, показали – такие большие автобусы городу не нужны.
– За последние годы пассажиропоток на общественном транспорте в Оренбурге упал вдвое. Самыми эффективными были бы у нас автобусы вместимостью до 70 человек. Больше – это уже лишние затраты, – комментирует завкафедрой автотранспорта ОГУ, действительный член Академии транспорта России Николай Якунин.
Кроме того, город так и не внедрил новую схему движения автобусов, которую обещал запустить ещё полтора года назад. Именно под неё и планировалась закупка нового подвижного состава. Теперь же непонятно, на какие именно маршруты пустят ЛиАЗы, и насколько они будут там оправданы.
– Расчёты показывают, что большой автобус в текущей ситуации будет ездить или полупустым, или нужно делать интервал движения очень большим, чтобы люди успевали скопиться на остановках. Первый вариант – это дорого: гонять впустую большую машину. Второй вариант тоже сложно назвать приемлемым. Люди хотят ехать, а не стоять по 40 минут в ожидании, – считает председатель Ассоциации перевозчиков Оренбурга Максим Фазуллин.
«Колхозный» ремонт
Вызывает вопросы и техническая начинка новых ЛиАЗов, ключевые узлы у которых – импортного производства. Например, мост Raba-MAN – венгерско-немецкого концерна, коробка передач ZF тоже германского производства и т.д. Гарантия на автобус – всего 1,5 года, а дальше обслуживать и ремонтировать его придётся силами городского предприятия. Однако уже сейчас из-за западных санкций запчасти на европейские агрегаты найти крайне сложно, а то, что есть у продавцов, стоит просто запредельных денег. Да, полтора года автобусы должны ездить без проблем. А что дальше?
– Помните, в 90-е годы, когда мэром был ещё Геннадий Донковцев, город закупил польские автобусы Autosan, они уже были подержанные. Когда они стали «сыпаться», то муниципальное автопредприятие просто занялось «каннибализмом»: разбирали одни машины, чтобы выпустить на линию оставшиеся. Я мрачных прогнозов делать не хочу, но факт есть факт: даже одно колесо на мост Raba-MAN, который используется в ЛиАЗах, стоит втрое дороже, чем на тот же осовремененный «ПАЗ»-«Вектор».
Конечно, потратить выделенный федеральным бюджетом миллиард рублей на обновление автобусного парка – дело правильное и нужное. Но возникают вопросы: где обещанная транспортная схема, для которой эти машины брали? Почему её не показали жителям города, не спросили – а им самим-то всё там нравится? Что лучше: стоять полчаса, но ехать на большом автобусе, или ждать 5 минут, но умчать на маленьком?
Наконец, почему выбрали именно такой автобус, с высокой долей импортных европейских комплектующих? Ведь уже понятно, что обслуживать его будет крайне сложно и дорого. Или опять сделали по принципу, берём, что дают, – а дальше будем разбираться, зачем взяли.