Примерное время чтения: 6 минут
177

Максим Фазуллин: «А дальше в Оренбурге – трамвай на конной тяге?»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ в Оренбуржье 02/11/2022
Почему в Оренбурге не получается выстроить работу пассажирского транспорта.
Почему в Оренбурге не получается выстроить работу пассажирского транспорта. / Елена Хваткова / АиФ

Общественный транспорт – одно из самых проблемных мест Оренбурга. Вот уже не первый год жители областного центра жалуются на плохую его работу, высокие тарифы и ужасные старые автобусы на линиях. Мэрия между тем обещает «мини-революцию» в этой сфере к лету будущего года: перекраивается маршрутная карта и будет проведён новый конкурс перевозчиков.

Однако эксперты довольно скептически относятся к этим нововведениям. Какие подводные камни ждут нас во время транспортной реформы, рассказывает гость номера, председатель Ассоциации перевозчиков Оренбурга, экс-руководитель управления пассажирского транспорта в мэрии города Максим ФАЗУЛЛИН.

Тайна за семью печатями

Антон Цепилов, «АиФ Оренбург»: О внедрении в городе новой маршрутной схемы говорят уже года три. Но в публичном пространстве никогда её не публиковали. Вы сами видели схему? Знаете, как будут ездить автобусы в будущем году?

Максим Фазуллин: Признаться, в окончательном виде схемы не видел. Весной этого года нашей Ассоциации перевозчиков предоставили черновой вариант, разработанный на кафедре транспорта Оренбургского госуниверситета. Но как мне объяснили в мэрии, финальный вариант отличается от черновика процентов на 25–30. И да, мне это тоже кажется странным: члены нашей Ассоциации сегодня обслуживают порядка 70% всего пассажиропотока в городе. И при этом никто не знает, как будем работать буквально через 7–8 месяцев. Ни в Интернете на сайте города, ни в письмах по внутренней почте схему нам не присылали. Почему это такая тайна за семью печатями? Вопрос!

– Из релизов администрации известно, что в городе останется всего 31 маршрут вместо нынешних 56. Это же получается, что произойдёт сокращение в полтора раза. Люди придут на остановки – а уехать не смогут, так как просто привычный автобус не придёт…

– Я не стал бы тут так драматизировать. Из черновика, что мы видели, речь идёт о сокращении уже фактически «мёртвых» маршрутов. Основные, самые востребованные и загруженные маршруты останутся. Хотя и могут несколько изменить схему движения. И в принципе мы согласны с тем, что надо совершенствовать работу маршрутов, ведь строятся новые микрорайоны, появляются новые улицы.

Однако совершенно непонятно, почему власть всё это проводит в закрытом режиме, не спрашивая мнения людей, пассажиров? Более того, зачем в принципе ломать то, что уже работает не один десяток лет? Почему бы не пойти по принципу дополнения, а не по принципу «весь мир до основанья мы разрушим, а затем…»? Ведь смотрите, если анализировать жалобы пассажиров на транспорт в городе, то всплывают три основные проблемы: не всегда удаётся оплатить проезд картой (банковской или транспортной), сложно уехать вечером (мало машин) и плохое техническое состояние автобусов. Жалоб же на то, что схема движения плохая – практически нет. Так не правильнее было бы устранить те три проблемы, которые наиболее остро стоят, и не трогать то, что работает?

Конкурс на бумаге

– Вот, кстати, и о техническом состоянии автобусов. Мэрия обещает, что в будущем году на улицы выпустят лишь тех перевозчиков, у кого машины будут не старше 3 лет. Это вообще реально?

– Конечно, нет! Ежедневно на улицы города выходит порядка 500–600 автобусов. И абсолютное большинство из них старше 2020 года выпуска, то есть уже априори в 2023 году они окажутся «непригодными» по требованиям мэрии. То есть предлагается почти весь городской автобусный парк списать – и где-то взять новый. А где и за какой счёт? Я уже не говорю о том, что сегодня из-за санкций выпуск автобусов резко сократился, а цены взлетели в 2–3 раза. 500 машин враз невозможно было бы купить и в прежние годы – заводы просто не выпускают столько. И ведь не один Оренбург у нас в стране, другие города тоже заказывают себе автобусы.

– Получается, что у нас просто никто не пройдёт конкурс из перевозчиков? Кто людей будет возить?

– Нюанс в том, что мэрия включила в положение условие, что автобусы не обязательно должны быть в наличии на момент проведения конкурса. Достаточно гарантии, что перевозчик заключил договор о закупке, и машины вот-вот будут. То есть теоретически любой может заявиться и сказать: я буду возить людей, так как вот у меня есть бумажка с печатью, где дилер «Рога и копыта» обязуется до августа продать мне 500 новеньких блестящих «Волгабасов». Потом, когда придёт время, будет другая бумажка, что «из-за санкций и форс-мажорных обстоятельств поставить автобусы не представляется ПОКА возможным, поэтому временно будут ездить старые ПАЗики». Но конкурс уже выигран, договор заключён – перевозчик ЗАКОННО работает. Конечно, в таком положении мы усматриваем коррупционную составляющую. Так как мэрия у одного перевозчика такой бумажке может поверить, а у другого – нет.

Перебор с загрузкой

– Как вы относитесь к решению мэрии ликвидировать троллейбусы?

– В текущей ситуации троллейбусы действительно потеряли актуальность в Оренбурге. И подвижной состав, и контактные сети изношены почти «в ноль». Дешевле всё спилить и выбросить, чем ремонтировать. Но даже если представить, что мы получим 2–3 миллиарда рублей на реновацию электротранспорта, эффективность его окажется невелика. Исследования ОГУ показали, что в нашем городе, с его узкими улочками в центре и буквально 3–4 крупными городскими магистралями просто не нужен транспорт вместимостью более 80 человек. Троллейбусы же делают пассажировместимостью минимум на 110 человек.

То есть крупный транспорт априори будет или недозагружен, или нужно интервалы движения делать в 40 минут. Но кто захочет столько стоять на остановке? Кстати, по той же причине мне совершенно непонятно, почему город закупает автобусы ЛиАЗы тоже вместимостью более 100 человек. Цена одной машины – 15 миллионов рублей. Но расчёты же, которые сам город и заказывал, говорят: гораздо выгоднее брать автобусы на 80 человек. Они в полтора раза дешевле и экономичнее. Почему игнорируются рекомендации учёных – тоже вопрос. Но вот что любопытно: Оренбург, наверное, единственный город, где на троллейбусные маршруты закупают автобусы. Это абсурд! С таким же успехом можно было тогда трамвай на конной тяге поставить. Если нет проводов, нет электромашин – закрывайте маршрут, делайте его автобусным. Но нет, по документам он всё ещё троллейбусный, соответственно, с совершенно другой затратной частью. Я в третий раз уже за время нашей беседы задаю риторический вопрос – а нет ли здесь коррупционной составляющей тоже? Ведь кому-то это выгодно, так же как и выгодно скрывать схему движения до последнего момента и закупать автобусы вопреки рекомендациям и расчётам.

Может в этом и причина бардака в сфере пассажирского транспорта?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах