Примерное время чтения: 9 минут
742

Лошадь выиграл в карты. 185 лет легендарному путешественнику Пржевальскому

Генерал-майор Генерального штаба, естествоиспытатель, путешественник, картограф и натуралист Николай Михайлович Пржевальский был личностью невероятной. 11 лет жизни он провёл в экспедициях, прошёл в общей сложности путь длиной более половины земного экватора. Составил карты 20 тысяч километров дорог, описал более 3500 видов животных и растений.

При этом был хитрым разведчиком, страстным любителем сыграть в винт (разновидность карточного бриджа) и метким стрелком. Во всех своих сложнейших экспедициях не потерял ни одного человека. Но главную популярность ему принесла, конечно, легендарная лошадь Пржевальского, почти вымершая, и которую лишь чудом сейчас пытаются вернуть в естественную среду обитания в Оренбургском заповеднике.

Сын кавалериста и дочери купца

Будущий великий путешественник родился 12 апреля 1839 года в селе Кимборово под Смоленском, в семье потомственного дворянина с польскими корнями, отставного поручика Михаила Кузьмича Пржевальского. Его мать – Елена Алексеевна – была внучкой тульского купца из легендарного рода Демидовых. Сами Пржевальские тоже были фамилией знаменитой: их предки воевали в полку короля Стефана Батории и особо отличились в битве за Полоцк.

В 1849 году Николай Пржевальский, выдержав экзамен, был принят во 2-й класс Смоленской гражданской гимназии, через шесть лет окончил полный курс и в начале сентября 1855-го 16-летним юношей поступил на военную службу в Москве, в сводный запасный Рязанский полк.

В августе 1861 года, после интенсивной самоподготовки и успешной сдачи экзаменов, был зачислен в младший класс Николаевской академии Генерального штаба. В 1862 году, на втором (старшем, выпускном) курсе академии, написал статью на заданную тему «Военно-статистическое обозрение Приамурского края» (региона, вошедшего в состав Российской империи в 1858 году). Работа произвела большое впечатление на педагогов и офицеров. И Пржевальского определи на должность старшего адъютанта в Управлении войск на Дальнем Востоке.

степи Улан-Маоду во Внутренней Монголии КНР
Степи Улан-Маоду во Внутренней Монголии КНР - первым из европейцев их описал Николай Пржевальский. Фото: www.globallookpress.com

Через семь лет молодой офицер отправился изучать другой, не менее важный для России край – азиатские степи. Тем более, что к середине XIX века Центральная Азия оставалась настоящей «терра инкогнита». Просторы пустыни Гоби, горные системы Монгольского Алтая, Восточного Тянь-Шаня, Нань-Шаня, Северного Тибета – не описаны никем. Так продолжалось, пока их исследование не поручили Николаю Пржевальскому.

Свои экспедиции путешественник снаряжал с особой тщательностью. Обычно он брал по 10–20 добровольцев и уходил с ними на 2–2,5 года в непредсказуемый путь. Отряды были хорошо вооружены, чтобы охотиться и отбиваться от врагов. Передвигались путешественники верхом на лошадях, а грузы везли на верблюдах и яках. С караваном гнали небольшое стадо баранов. Первая центральноазиатская экспедиция началась в 1870 году, длилась три года и шла в Монголию. Всего в ней было пройдено 12 тысяч километров. «Жизнь наша была, в полном смысле, – борьба за существование, и только сознание научной важности предпринятого дела давало нам энергию и силы для успешного выполнения задачи… На многие десятки, даже сотни верст одни голые сыпучие пески, всегда готовые задушить путника своим палящим жаром или засыпать песчаным ураганом... В них нигде нет ни капли воды, не видно ни птицы, ни зверя, и мёртвое запустение наполняет невольным ужасом душу забредшего сюда человека», – записал в дневнике Пржевальский.

Об экспедиции два года ничего не знали в России. Её участников уже не надеялись увидеть в живых, когда подоспели новости из русского посольства: все живы, возвращаются назад через центральную часть Гоби. Хотя состояние команды было ужасным: «Сапог нет, а вместо них – разорванные унты; сюртук и штаны все в дырах и заплатах…» – писали тогда в донесении в Петербург.

Пржевальский был первым в мире европейцем, кто подробно описал переход через Монголию до легендарного озера Кукунор, второе по размерам солёное озеро Центральной Азии после Иссык-Куля.

«Провожали с оркестром»

В Оренбург Николай Михайлович Пржевальский приехал зимой 1879 года. В нашем городе он остановился на трое суток, чтобы получить провиант и лошадей перед отправкой в свою третью экспедицию по Центральной Азии.

Вместе со своими спутниками он выехал на двух повозках в очень морозный день, а вернулся из экспедиции два года спустя, и снова остановился в Оренбурге.

Начальник штаба Оренбургского военного округа получил телеграмму: «Не откажите, если возможно, устранить затруднения перевозки от Петропавловска до Оренбурга зоологической коллекции, собранной для музея Академии наук. Коллекция эта везётся на четырёх почтовых тройках, следующих попарно в расстоянии полусуток пути. В Оренбурге буду около 20 декабря. Коллекция прибудет несколько позднее. Подписал полковник Пржевальский», – пишет в «Краеведческих интересностях» Оренбургская областная библиотека им. Крупской.

Фото: Государственный архив Оренбургской области

В этот приезд Николай Михайлович выступил на заседании Оренбургского отдела Русского географического общества (присутствовало 400 человек) и в течение полутора часов рассказывал о своих путешествиях и о невероятных своих приключениях. Местная газета писала: «Проводы превратились в праздник. На вокзале было много народу, играл духовой оркестр».

В третий раз Николай Пржевальский приехал в Оренбург в декабре 1885 года. На этот раз это не было связано с его транзитом в экспедиции – путешественника специально пригласил Оренбургский отдел Русского географического общества. В приглашении Пржевальского просили рассказать членам Общества о его четвёртой экспедиции.

По воспоминаниям современников, сообщение, длившееся два часа, было, по обыкновению, полно захватывающего интереса. Речь Пржевальского была «оживлённая... увлекательная, смелая, уверенная; громкий голос, привыкший повелевать, – всё указывало на то, что перед нами незаурядный путешественник. И в то же время, сколько было весёлости в его речи, можно сказать добродушия и спокойствия, даже при рассказах о смертельной опасности, которой не раз подвергались путешественники. Своему хладнокровию, спокойствию, весёлому и неунывающему характеру Пржевальский, по его словам, обязан многими успехами в своих путешествиях».

Фото: Заповедники Оренбуржья

Спасённая хозяйка степи

В 1878 году Николай Михайлович Пржевальский возвращался из второй экспедиции по Центральной Азии. На российско-китайской границе, на посту Зайсан, была непогода и экспедиция путешественника ждала открытия пути. Пржевальский решил перекинуться в карты с купцами, тоже пережидавшими непогоду. Партия за партией, и купец Тихонов поставил на кон необычную шкуру и череп странной дикой лошади. По рассказам, её он купил у местных охотников-казахов. Пржевальскому карта шла, и он с лёгкостью обыграл Тихонова. А затем отправил шкуру и череп с сопроводительным письмом в Санкт-Петербург, в Зоологический музей, где его исследовал профессор, антрополог Иван Семёнович Поляков. Тот обнаружил, что присланный биологический материал  принадлежит доселе неизвестному науке виду животных. И назвал его в честь Пржевальского – его первооткрывателя.

В конце XIX века лошади Пржевальского ещё были относительно многочисленны, но уже к 40-м годам века ХХ практически полностью были истреблены. На них охотились ради вкусного мяса и тёплой шкуры, а также для расчистки пастбищ под домашних лошадей. В 1969 году осталось лишь буквально несколько особей этого уникального животного.

Фото: пресс-служба ФГБУ «Заповедники Оренбуржья»/ Татьяна Жарких

В 2015 году под Оренбургом была запущена программа реинтродукции лошади Пржевальского в естественную среду обитания. Для этого на участке заповедника «Предуральская степь» были завезены сначала 6 лошадок из Франции. Затем их выпустили на волю, но и по сей день продолжают наблюдать. Годом позже из Венгрии привезли ещё 14 лошадей, чтобы разнообразить популяцию. Позже ещё 16 лошадей опять же из Венгрии.

Сейчас численность животных уже превышает 100 особей. И это, наверное, главный подарок потомков великому путешественнику: восстановить то, что так варварски было уничтожено.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах