Високосный 2024-й год, как назло, начинается для многострадального Оренбурга довольно по-дурацки. Против жителей «степной столицы», кажется, ополчились и силы природные, и человеческие. Ужасный гололёд, который уже привёл к «побоищу» на скользских ступенях и тротурах более 1200 человек, нагнала идиотская транспортная реформа. Кто умудрился целым по льду добраться до остановок 1 февраля, остался без пуговиц на верхней одежде во время адских давок в поредевших автобусах.
Но и это ещё не все сюрпризы только начавшегося года. Кучу вопросов и возмущения вызывают нововведения в части организации питания детей в детских садах города. Дело в том, что с 1 января разрушена десятилетиями выстраиваемая система взаимоотношений администрации садиков и родительской общественности с оренбургскими комбинатами питания. Не без шероховатостей, но оная система всё-таки была выстроена и в целом устраивала всех. Дети были накромлены, родители спокойны за качесво подаваемых блюд, более 300 работников кухонь и поваров — имели стабильную работу и зарплату, а город — поступления в бюджет. Но теперь всё изменилось.
«Глобализация» по-питерски
С 1 января нынешнего года в детских садах Оренбурга питание готовит ООО «Комбинат питания № 1» с адресом регистрации в городе Санкт-Петербурге. Именно эта компания выиграла тендер на 2024 год, согласившись с предложением кормить детей полноценным завтраком, обедом, полдником и ужином на 190 рублей в день. При этом ни один местный комбинат питания на тендер не заявился, резонно посчитав, что за такие деньги ни о каком нормальном меню и речи быть не может. Кто сомневается — добро пожаловать в ближайший продовольственный магазин, где десяток яиц стоит 139 рублей, пачка масла из сливок (а не комбижира с маргарином) — 150, килограмм куриной грудки перевалил аз 370 рублей, а литр молока — 60.
Однако предложенные цены ничуть не смутили предпринимателя и директора питерского «Комбината питания № 1» Леонида Мишурова.
Впрочем, нужно отметить, что подобные тендеры выигрывать этому комбинату не впервой. Компания выходила на рынки питания в Питере, Пензе, Карелии, Пскове, а теперь вот добралась и до нашего региона. При этом в вышеназванных регионах, где предприятие уже работало, были претензии от Роспотребнадзора: размер порций не соответствует нормам, блюда в меню меняются произвольно, а поставщики продуктов подавали в некоторых регионах в суд на комбинат питания, так как тот не рассчитывлся за поставки.
Но все это может оказаться просто цветочками по сравнению с теми проблемами, которые могут возникнуть в Оренбурге. По информации из официальных и неофициальных источников, питерский бизнесмен Леонид Мишуров рассматривает ваиант продажи своего бизнес более весомому игроку. Таковым источники называют ярославскую компанию ООО «Комбинат социального питания», принадлежащую весьма авторитетному в верхне-волжском регионе предпринимателю Максиму Вахрукову.
«Великий кормчий»
Максим Вахруков — сын бывшего губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова, руководившего регионом в 2007-2012 годах.
На излёте губернаторского срока, в 2011 году, было создано предприятие ООО «Комбинат социального питания», практически мгновенно ставшее монополистом на ярославском рынке питания в образовательных учреждениях — детские сады и школы оказались под чутким присмотром компании. На развитии пищевого бизнеса Максима Вахрукова не отразились даже смены губернаторов Ярославской области, которыми до 2021 года успели побывать Сергей Ястребов и Дмитрий Миронов.
И только приход к руководству региона Михаила Евраева поколебал непоколебимые позиции холдинга Вахрукова. Евраев - бывший заместитель руководителя федеральной антимонопольной службы - прекрасно знал какие именно средства тратятся и зарабатываются в сфере питания в образовательных учреждениях. Поэтому сразу же были внесены изменения в схему работы операторов социального питания, которым вменили в обязанности содержать столовые в обслуживаемых ими учреждениях.
Более того, торги по определению поставщиков питания в школы и детские сады Ярославля на 2023 год стали прецедентными для региона в целом. На них заявились несколько вполне достойных компаний, и в честной конкурентной борьбе торги выиграли.
10 января 2023 года на общегородском совещании заммэра Ярославля Елена Волкова заявила о смене поставщиков питания в значительной части школ и детских садов города. Прежнему «Комбинату» остались 18 школ. Аналогичное перераспределение произошло и в детских садах.
Но Вахруков-младший не растерялся и предложил новый вариант работы: как рассказывал ярославским журналистам Максим Вахруков, удалось договориться с Министерством экономического развития России по выбору Ярославской области в качестве пилотного региона для заключения офсетных контрактов на детское социальное питание. (Случайно или нет, но занимает сейчас должность заместителя министра экономразвития РФ Дмитрий Вахруков — брат Максима Вахрукова.)
Предполагается, что бизнес будет за свой счет модернизировать школьные пищеблоки, но взамен он получает долгосрочные госконтракты — если в настоящее время их срок составляет 1-2 года, то офсетный контракт будет заключаться на срок до 10 лет. Кто будет определять стоимость питания для бюджета (а это один основных вопросов) - пока понятно не до конца. Но источники рассказывают, что прорабатываются схемы федерального утверждения тарифов для региона.
При этом руководитель Ярославской области Михаил Евраев от этой схемы остается в стороне. Он получает монополиста, фактически назначенного «федералами», на 10 лет. И как бы плохо не обстояло дело с питанием в социальных учреждениях региона, вмешаться губернатору будет нереально. Оплачивай из бюджета — и помалкивай.
И если раньше с местными комбинатами питания можно было вести диалог и просить «войти в положение», то с новыми подрядчиками это будет весьма затруднительно. Там — чистый бизнес: есть 190 рублей — получите еды на 190 рублей по рыночным ценам. И ни витамином больше!
Впрочем, в любом случае смена собственников комбината питания грозит нарушениями цепочек поставок. По крайней мере пока не будут отлажены финансовые потоки, заново выстроены взаимоотношения с поставщиками. А это опять риски, которые могут отразиться на качестве оказываемых услуг.