По данным областной Госавтоинспекции, за первую половину 2020 года в 59 ДТП погибло двое детей, ещё 65 получили травмы различной тяжести. Несмотря на то, что общее количество дорожных происшествий с детьми сократилось почти вдвое по сравнению с прошлым годом, достигнуть нулевого показателя смертности не удаётся.
На уровне теории
Как предотвратить несчастный случай? Особенно, если дело касается ребёнка, который ещё плохо ориентируется на улице и тем более – на проезжей части. В первую очередь – снабдить территории необходимыми знаками и светофорами, дорожными разметками.
Однако его сотрудники пояснили, что в Госавтоинспекции анализируют аварийность, выявляют особо опасные участки и на основе полученных данных работают с населением. За первые полгода 2020 года в общей сложности было проведено около 700 профилактических акций. На тему детской безопасности инспекторы провели более полутора тысяч родительских всеобучей, около 17 тысяч бесед с водителями, порядка 3 тысяч уроков по ПДД. Даже в условиях ограничений по коронавирусу инспекторы продолжают работать с населением – в формате прямых эфиров, онлайн-занятий, конкурсов.
Каждый за себя
Кто становится жертвой ДТП? По статистике, более половины детей, которые пострадали в авариях, были пассажирами автомобилей. На втором месте – более 28% - дети-пешеходы, более 10% оказались юными водителями велосипедов.
Если в машине жизнь ребенка больше зависит от правильного поведения взрослых людей, то кто позаботится о нем при самостоятельном перемещении? Ведь 9 из 59 произошедших ДТП случились по вине маленьких участников дорожного движения.
Выходит, на дороге – каждый сам за себя. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей соблюдать правила дорожного движения, чтобы исключить несчастные случаи по неосторожности.
Лучший урок – личный пример
Кто должен работать с подрастающим поколением? В Госавтоинспекции на этот вопрос отвечают так: «Безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств. Родителям необходимо запомнить и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома». То есть, безопасность детей – дело вроде бы каждого взрослого. Но в конечном итоге всё зависит только от поведения самого ребёнка, которого, в свою очередь, нужно правильно воспитать.
В школе № 8 областного центра детей правилам поведения на дороге обучают с первого класса. Для ребят проводят специальный теоретический курс, в процессе которого они с педагогами вспоминают принципы безопасности. Кроме того, с 2017 года в школе появился автогородок, где есть переносные модели светофоров, дорожные знаки, а также велосипеды, самокаты и очень много наглядных пособий.
Здесь проходят занятия в основном для учеников младших классов, в процессе детей знакомят с ПДД на конкретных примерах. В общей сложности за три года работы по этой программе обучено около 300 учеников начальной школы. Несмотря на хороший результат, представители образовательного учреждения также уверены: ребенка правилам безопасного поведения на дороге, прежде всего, должны научить родители.
«Ребята становятся участниками дорожного движения гораздо раньше, чем идут в школу, – говорит директор школы № 8 Галина Рябова. – Есть немало самостоятельных детей, которые будучи дошкольниками ходят по улицам. В том числе – катаются на велосипедах и самокатах. Но, как показывает практика, с ПДД знакомы далеко не все из них. Главная задача взрослых – научить ребёнка всему тому, что они знают. В том числе – и правилам дорожного движения. Еще лучше – демонстрировать правильно поведение на собственном примере. Ведь привычки, которые мы сформируем в детстве, останутся у ребят на всю жизнь. Поэтому лучше начинать обучение ПДД с самого раннего возраста».
Выходит, безопасность детей на дорогах – общее дело. Образовательные учреждения и государственные ведомства готовы помогать, но большая часть ответственности лежит на родителях.