Уже не первую неделю в новостной повестке региона находится реконструкция аэропорта им. Ю. А. Гагарина. На этот раз общественность обсуждает будущий облик воздушной гавани региона. И проблемы с вылетом из Орска, который сейчас используется как резервный аэродром.
«Я – художник, я так вижу»
Пристань воздушных судов была закрыта 20 мая. Сначала жители пытались разобраться, откуда им теперь летать. Власти пообещали бесплатно возить людей в аэропорт Орска на автобусе. Вот только первым рейсом на 40-местной машине туда отправился всего один пассажир. Трансфер выезжал за 6,5 часов до вылета – и такой долгий путь мало кому нравится. А ведь оплачиваются автобусы из средств бюджета.
На этом проблемы аэропорта не закончились. В Оренбурге Градостроительный совет при губернаторе рассмотрел варианты обновленного терминала. Два проектных бюро представили три проекта постройки.
Проектное бюро Kosmos использовало в своей версии концепцию пухового платка. Основной упор сделан на стеклянное здание и металлические конструкции.
Второй и третий варианты, представленные бюро Asadov, предлагают к тематике пухового платка добавить тему космоса. Кроме того, в обоих вариантах разработчик предлагает разместить у входа в аэропорт искусственный водоём. Также в одном из вариантов присутствует размещение солнечных батарей для освещения территории.
При этом у градостроительного совета возникли вопросы, каким образом новый аэропорт впишется в общую территорию воздушной гавани. И самое главное – во сколько выльется возведение, какова стоимость футуристических конструкций с учётом ситуации на рынке стройматериалов?
«Гроб» вместо здания
Проекты вызвали множество вопросов, в том числе и у депутатов. Главная претензия – «зацикленность» на образе пухового платка - достаточно архаичном, словно в регионе никаких других символов и нет. В итоге большинство архитекторов поддержали идею сделать железный квадрат, напоминающий платок, а с торца – пирамиду.
- Члены совета, по-моему, в своих творческих проявлениях оторваны от реальной жизни. Но нам жить в этом городе, нашим детям достанется этот хрустальный гроб, заметный даже из космоса и оторванный от окружающей архитектуры, – считает депутат Заксобрания Екатерина Калегина. - Разве Оренбург - это только платок и Гагарин? Почему архитекторы не захотели вдохновиться нашим историческим центром? Купеческими домами, ажурной лестницей гостиного двора? Нашей уникальной многонациональной дружбой жителей?
Ни один из трёх проектов в итоге не утвердили полностью, дав ещё две недели на доработку.
В соцсетях жители города уже провели собственное обсуждение будущего облика аэропорта. Для многих оренбуржцев, не избалованных в принципе качественным авиаобслуживанием, хорош любой проект, лишь бы быстрее сделали и аэровокзал был современным. Пока идут споры – теряется время. А людям приходится ездить за 300-400 километров в Орск или Уфу, чтобы добраться до «большой земли».
Оренбуржцы надеются, что реконструкция, несмотря на затраты и сложности с проектированием, закончится в срок. Взлётно-посадочную полосу должны отремонтировать до 31 августа, а сроки проектирования терминала, по данным некоторых СМИ, указаны с апреля 2022 года по февраль 2023-го.
КОММЕНТАРИЙ
Председатель оренбургского регионального отделения Союза архитекторов России Сергей Бренёв:
- По тем нескольким изображениям, которые были опубликованы, мне сложно судить о проектах. Внешне здания красивые, очень воздушные. Что-то ёще сказать сложно, так как градостроительный совет - достаточно закрытый орган, в котором мало местных архитекторов, а наша организация на собрании не присутствовала. Проекты сами по себе интересные, вопрос в том, как они принимаются. Для реализации такого масштабного дела нужно проводить всероссийский конкурс для архитекторов и путём голосования или с помощью жюри выбрать подходящий. Характер региона должен быть подчёркнут, но необязательно для этого выносить на фасад пуховый платок, ковыль или что-то ещё. У нас гауптвахта и областной драматический театр тоже являются символами области, но на них ничего подобного нет. Все символы вполне можно разместить внутри здания. Кроме того, нужно учесть не только внешний вид, но и функционал, логистику, ведь в первую очередь аэропорт создаётся для пассажиров. Также неплохо было бы узнать мнение жителей, например, провести голосование по проектам.