Валютный и логистический кризис, в котором оказалась Россия после объявления против нашей страны западных санкций, привёл буквально к тектоническим потрясениям на авторынке региона. Участники и эксперты в растерянности: если так пойдёт дальше, то через пару месяцев автосалоны начнут массово закрываться, а мы вернёмся во времена «гаражных толкучек», как в лихие 90-е.
Троекратный рост за неделю
Справедливости ради нужно отметить, что авторынок в регионе «трясёт» уже довольно давно – с конца коронавирусного 2020-го. Дефицит электронных компонентов, ограниченные поставки и дикие наценки автодилеров, когда за коврики и «вонючку» под лобовым стеклом просили по 200 тысяч рублей плюсом к базовой цене машины, давно уже раздражали покупателей. Только за минувший год практически все ведущие бренды прибавили в цене по 20-30% (вместе с накрутками). Но то, что произошло в первые дни марта, стало шоком даже для тех, у кого действительно стальные нервы.
- Хотел поменять масло и фильтр на своём Hyundai Solaris, позвонил в сервис 22 февраля, мне сделали расчёт – 3500 рублей «на всё про всё». Записался на замену на 4 марта. Приехал, а мне говорят: 4-литровая канистра масла синтетики теперь стоит 6300 рублей, фильтр – 2600! То есть цены за неделю выросли втрое!!! – не скрывает возмущения оренбуржец Евгений Платов.
Владелец частного автосервиса Виталий Калеев объясняет, что просто боится открывать ноутбук с онлайн-прайсами поставщиков запчастей. Ценники в таблицах растут буквально каждый час.
Впрочем, эксперты говорят, что сегодня даже в отечественных Ладах очень много импортных, в основном европейских, комплектующих. «АвтоВАЗ» последовательно, годами, переводили на западные поставки, а наши производители умирали.
«Такая машина нужна самому»
На рынке подержанных авто в Оренбурге царит не меньшее уныние. С начала марта идёт просто массовый отзыв с продаж более-менее свежих экземпляров. На популярном сайте автообъявлений ещё в минувшем декабре было более 17 тысяч оренбургских лотов, сегодня осталось только 8 тысяч. Понимая, что ничего нового уже не купить, люди решают и дальше ездить на том, что есть.
А ценники между тем растут на глазах. «Уставший», но годный к восстановлению «Chevrolet Lacetti» 2008 года выпуска месяц назад можно было купить за 350 тысяч рублей. Сегодня на ту же машину ценник – 570 тысяч.
- Рынок просто парализован. Продавать фактически нечего. Да и некому. А вчера мы получили письмо от собственника здания, где располагается площадка по продаже авто, что аренда вырастет на 10% с апреля. Без объяснения причин. Кто не согласен – может гулять, — сокрушается автоподборщик Фанис. – Если всё это продлится 2-3 месяца, то придётся нам возвращаться к формату «площадных автоярмарок» выходного дня. Когда куда-нибудь в поле будут просто приезжать продавцы и покупатели, как раньше, в 90-х, на «автотолкучку» на Расковой.
Цивилизованного же рынка подержанных авто просто не останется: дорого и никому не нужно.
ШОК!
Народного автомобиля больше нет?
Автомобили российского концерна «АвтоВАЗ» в первый день весны шокировали покупателей в автосалонах Оренбурга новыми ценниками. За ночь прайс на весь модельный ряд был переписан, прибавив, в зависимости от модели, от 170 тысяч рублей до более чем 250 тысяч рублей. Таким образом, скачок цены составил 20-30%.
Так, Lada Vesta в самой простой комплектации теперь стоит 1 миллион 50 тысяч рублей. Хотя ещё в феврале её можно было заказать за 760 с небольшим тысяч рублей.
"В космос" улетела цена и на автомобили Largus - на самые дешёвые комплектации она подскочила на 240 тысяч рублей. А пассажирские 7-местные модификации с более-менее приемлемым уровнем комфорта стоят почти 1,3 миллиона рублей.
Наконец, самая доступная отечественная машина, народная Лада Гранта, теперь стоит почти 700 тысяч рублей.
Впрочем, даже такой прайс меркнет по сравнению с ценами на популярные корейские иномарки. В ряде автосалонов цена на Huyndai Solaris доходит уже до 2,5 млн рублей.