Системы искусственного интеллекта и использование биометрии для расчётов за товары и услуги будет трендом ближайших лет в банковской сфере. Об этом и перспективах развития новых финансовых продуктов шёл разговор на пресс-конференции, посвященной итогам работы Поволжского банка Сбербанка за прошлый год.
Улыбнитесь на кассе
Банковские технологии не стоят на месте. Ещё лет 10 назад мало кто расплачивался на кассе банковскими карточками, а пять лет назад диковинкой были смартфоны с модулем NFC для бесконтактных платежей.
Сегодня банки всё активнее внедряют биометрию для идентификации клиентов. Взгляд в камеру, голосовое подтверждение, и расчёт произведён. Вряд ли нужно приводить аргументы в пользу таких финансовых технологий. Человек может забыть дома кошелёк, телефон, но всё равно не останется без покупок. Что же касается безопасности, то современные системы защиты очень надёжны: обмануть биометрические сканеры, подсунув в объектив, скажем, фото человека или проиграв его запись голоса, невозможно.
По словам заместителя председателя Поволжского банка Сбербанка Светланы Панкратовой, новыми видами платежей через семейство сервисов SberPay в прошлом году пользовались вчетверо больше, чем в 2021-м. Жители Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей совершили 2,9 млн оплат, а сумма транзакций превысила 5,8 млрд рублей.
Искусственный интеллект на тестировании
Большой интерес в последнее время вызывает использование технологий искусственного интеллекта в различных сферах – от образования до инженерного проектирования. В первую очередь, конечно, речь идёт о системе ChatGPT, которая способна создавать (и при необходимости озвучивать) довольно сложные тексты и информационные выборки. Человек, например, общаясь с ChatGPT, может и не догадаться, что разговаривает с машиной, а не живым собеседником.
Неудивительно, что использование таких систем вызывает интерес и в банковской сфере. Робот-помощник мог бы, например, консультировать клиентов, анализируя их финансовое поведение подсказать, какие банковские продукты им были бы интересны. Например, предложить оптимальный ипотечный кредит или вклад для долгосрочных инвестиций.
Такие системы уже существуют, но, как отметил председатель Поволжского банка Сбербанка Александр Анащенко, что пока всё находится в тестовом режиме. При этом о внедрении данной технологии в работу, пока речи не идёт. По мнению эксперта, ключевой недостаток подобной нейросети в том, что она не умеет говорить «не знаю», и порой весьма уверенно выдает непроверенную информацию.
«Для нас крайне важно не вводить в заблуждение наших клиентов. Мы разрабатываем свои технологии, но чуть более узкоспециализированные и точные. В ближайшее время подобные продукты станут доступны для массового потребителя, - отмечает Александр Анащенко, - Общение с виртуальными ассистентами Салют: Сбером, Афиной и Джой - это тот же аналог GPT-3. Да, они не смогут сочинять стихи в стиле Пушкина, но зато качественно отвечают на вопросы клиентов».
Строительство и ипотека
Отметили эксперты на пресс-конференции и тот факт, что несмотря на крайне непростую ситуацию в экономике, беспрецедентные западные санкции, коллапса кредитования и развития бизнеса не произошло.
Так, довольно уверенно в Поволжье развивается строительная отрасль. В минувшем году банком было профинансировано строительство более чем 3 млн. кв. метров жилья – фактически небольшой новый город. А кредитный портфель застройщиков составил рекордные 80 миллиардов рублей.
При этом строительная отрасль – мощный локомотив, тянущий за собой развитие и десятков смежных областей: от производства цемента до металлургии, от загрузки заводов по производству лифтов, электрики, стеклопакетов, сантехники до мебельных цехов (ведь новосёлам обязательно потребуется мебель в новые квартиры.
Нужно отметить также, что мощную поддержку ипотеке принесла и государственная программа, благодаря которой сохранялась невысокая ставка. Всего в 2022 году жители Поволжья оформили 10,5 тысяч сделок по ипотеке с господдержкой, причём Сбербанк профинансировал таких сделок на 29,5 миллиардов рублей.
При оформлении ипотечных договоров жители Поволжья используют сервис электронной регистрации сделок и сервис безопасных расчетов от Домклик. Это позволяет минимизировать риски при оформлении жилья. В 2022 году через такие сервисы было куплено и продано 128 тысяч домов и квартир.