В регионе одного за другим штрафуют подрядчиков за срыв сроков исполнения контрактов. Контракты самые разные – строительство и ремонт дорог, благоустройство территорий, реконструкции скверов и парков. Многие из них относятся к национальным проектам.
Не потянули?
В Саракташском районе подрядчик не смог вовремя капитально отремонтировать спортзал в Николаевской школе, срывались сроки при благоустройстве парка «Северный» в Октябрьском районе, памятника «Первоцелинникам» в Светлинском. И подобного ещё много, много где. Те же тротуары на ул. Туркестанской в областном центре, ставшие притчей во языцех и мемом на просторах интернета.
- Я не видел у нас в области ни одного грамотно составленного технического задания, — говорит генеральный директор «Строительной компании» Дмитрий Бородулин. – Когда начинаются работы, возникают десятки вопросов, их надо выяснять с куратором, который должен выехать на место, принять решение, согласовать с заказчиком, внести изменения или дополнения. Из-за этого сроки и сдвигаются. У нас несколько судебных дел, где мы пытаемся доказать, что ответственность за срыв сроков лежит не только на нас.
Попыталась привлечь внимание общественности и компания «СтройМац», которая благоустраивала многострадальную Набережную реки Урал. Представители компании пригласили журналистов на брифинг после того, как суд Ленинского района после прокурорской проверки назначил компании штраф в 23 млн рублей.
Основной посыл встречи – виноват не только подрядчик. В качестве доказательств – многочисленные факты. В проекте значилось благоустройство. Начали работы – поняли, что всё это «благоустройство» может обрушиться в Урал, если не укрепить берег, а это уже капитальное строительство. Пока заказывали новый проект, ждали госэкспертизу, сроки неминуемо сдвигались. Это одно.
Часть земельного участка, где надо было выполнять работы, была в долгосрочной аренде, администрация города не решила этот вопрос, а физлицо имело полное право никого не допускать на участок. Переговоры и переоформление заняли время, которое планировали тратить не на разговоры, а на работу - это второе.
- Также подрядчик наткнулся на инженерные сети, собственники которых уточнялись по ходу исполнения контракта, — сообщил ещё несколько причин представитель компании, юрист Дмитрий Болдырев. – Восьмого сентября заказчику письмом направлены все нерешённые вопросы. Возникла необходима корректировки проектно-сметной документации и повторной экспертизы. Заказчик подписание дополнительных соглашений игнорировал две недели, а в них были аргументы и обоснования для продления сроков.
Яркий пример - письмо, в котором «СтройМац» уведомлял о расторжении контракта в одностороннем порядке. Отправленное заказчику ещё 26 октября, на следующий день оно прибыло в место вручения. Но забирать его не торопились: почтальон лично вручил письмо адресату через три недели после отправки - 16 ноября.
Первый заместитель прокурора г. Оренбурга Дмитрий Воронин сообщил: "В ходе судебного рассмотрения дела ссылки ООО «СтройМац» на наличие вины заказчика в неисполнении муниципального контракта в установленный в контракте срок отклонены, поскольку приведённые ООО СтройМац обстоятельства не исключают наличие состава вменяемого правонарушения в действиях общества. Вместе с тем прокуратурой города будут проверены доводы ООО «СтройМац» о ненадлежащем исполнении обязанностей заказчиком".
У семи нянек
Заказчик – Управление строительства и дорожного хозяйства администрации Оренбурга. Но есть ещё и один - технический – муниципальное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства», его специалисту был поручен контроль за исполнением контракта.
- Я оцениваю деятельность подрядчика положительно, — сообщил редакции инженер по надзору за строительством 1-ой категории Виктор Бажанов. – Да, несоответствия между сметной документацией контракта и объёмами работ, предусмотренных проектом, были. В процессе проектно-сметная документация проходила корректировку.
На вопросы почему обустройство подпорной стены сразу не было внесено в проект, какие доводы приводил заказчик в суде, подавая иск о штрафе, и по каким причинам контракт был расторгнут в одностороннем порядке, представитель УКС ответил коротко – не в нашей компетенции. Однако запрос, который редакция отправила в УСДХ, переправили именно туда.
Тем временем очередной тендер на благоустройство второго этапа восточной набережной признан несостоявшимся, так как не поступило ни одной заявки. То же самое было с аукционом на застройку на проспекте Мира в Оренбурге, с большими проблемами прошёл конкурс по благоустройству лесопарка «Берёзки», первый этап которого был проведён не так, как планировалось.
Эксперты утверждают, что реализация нацпроектов в этом году в регионе будет сопряжена с большими проблемами. Так как изначально на торги выставляются плохо подготовленные проекты с неотработанными техзаданиями. Ввязываться в такое – прямой путь к штрафам и потере репутации.