На состоявшейся в Самаре пресс-конференции Поволжский банк ПАО Сбербанк подвел итоги работы территориального банка за 2018 год.
Основными темами встречи стали развитие безналичного мира, форм и каналов обслуживания, внедрение новых продуктов и сервисов, предвосхищающих ожидания клиентов, а также важность развития государственно-частного партнерства.
«Мы стремимся создавать продукты и сервисы, призванные помочь сохранить самый ценный ресурс наших клиентов – время, - рассказал председатель Поволжского банка Александр Анащенко. – Уже сегодня клиенты могут, не выходя из дома, открыть вклад, получить кредит, приобрести или продать недвижимость с помощью сервиса «ДомКлик», совершить все необходимые платежи».
Изменения в работе Сбербанка сказались и на основных показателях, продемонстрировавших рост. По итогам 2018 года Поволжский банк значительно нарастил объем выдач жилищных и потребительских кредитов. Так, за прошедший год было выдано более 662 тысяч потребительских кредитов на общую сумму 125 млрд. – этот показатель на 65% превысил итоги 2017 года. На 40 % вырос объем выдачи ипотечных кредитов: за 2018 год выдано 74 тысяч кредитов на общую сумму 101 млрд. рублей. В прошедшем году в 5 раз увеличилось число клиентов, оформивших ипотеку с помощью онлайн-площадки Сбербанка «ДомКлик». Если в 2017 году через «ДомКлик» ключи от новых квартир получили порядка 1900 семей, то по итогам 2018 года почти 10 000 отметили новоселье благодаря онлайн-сервису.
Банк остается опорным для большинства жителей регионов Поволжья. Около 2,5 млн. человек получают зарплаты на карту Сбербанка. За прошедший год количество предприятий, выбравших зарплатный проект банка, выросло на 28% - до 49 тыс.
Вместе с развитием продуктовой линейки для Поволжского банка в 2018 году приоритетной была работа по обеспечению доступности финансовых услуг для жителей сельской местности. На начало 2019 года филиальная сеть Поволжского банка насчитывает 1578 офисов, из которых 891 офис расположен в сельской местности, к 2020 году планируется увеличить их количество до 933. Помимо этого, разработаны новые форматы взаимодействия с клиентом, чтобы сделать доступными банковские услуги вне зависимости от наличия офиса. «Мы планируем поддерживать уже существующую сеть, расширять перечень услуг, активно развивать новые и альтернативные форматы нашего присутствия» - отметила заместитель председателя Поволжского банка ПАО Сбербанк Светлана Арнаутова. Один из новых форматов - «банковский платежный агент», который позволяет выдавать наличные в магазинах, деревнях и селах, которые работают с эквайрингом Сбербанка. К 2020 году в Поволжском банке планируется открыть около 300 подобных точек агентской сети. В отдельных областях продолжают работу передвижные пункты кассового обслуживания, которые позволяют сделать банковские услуги в селах максимально доступными.
Важным приоритетом для банка в 2018 году стала адаптация инфраструктуры банка для клиентов с ограниченными возможностями. Сегодня в отдельных офисах Самары и Волгограда клиенты с нарушением слуха могут воспользоваться услугой видеосурдоперевода, что значительно упрощает процесс получения банковских услуг. Новые возможности для особенных клиентов появились на сайте и в мобильном приложении банка.
По итогам года наблюдался значительный рост объемов безналичных платежей. Так, например, оборот торгового эквайринга по итогам 2018 года вырос на 55% и составил 547 млрд. рублей. Сегодня даже в отдаленных сельских магазинах есть возможность расплатиться банковской картой. В 2018 году количество активных POS-терминалов выросло на 31% и составило 144 тыс. штук.
В Волгограде, Пензе и Саратове Сбербанк обеспечил возможность мгновенной бесконтактной оплаты со смартфона с помощью QR-кодов. Использование приложения упростит процесс покупок для владельцев банковских карт и позволит малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, не использующим торговый эквайринг, увеличить клиентопоток без дополнительных затрат на установку оборудования.
Продолжается внедрение безналичной оплаты в общественном транспорте в регионах Поволжского банка. Сегодня проект уже реализован в Самаре, Ульяновске, Новокуйбышевске, Волгограде, Энгельсе, Оренбурге и Орске.
Результаты работы корпоративного блока на пресс-конференции озвучил заместитель Председателя Поволжского банка ПАО Сбербанк Сергей Тютин. По его словам сегодня каждая третья компания в Поволжье является клиентом Сбербанка. За 2018 год 54,5 тысячи корпоративных клиентов выбрали Сбербанк в качестве партнера для открытия и развития бизнеса, что на 20 % больше показателя 2017 года. На 1 января 2019 года активная клиентская база корпоративных клиентов превысила 177 тыс. клиентов.
Кредитный портфель корпоративных клиентов вырос на 4,2%, превысив отметку в 511 млрд. рублей. Основной рост портфеля по итогам года произошел в сегментах малого и микробизнеса (кредитный портфель вырос на 11,2% до 35,3 млрд руб.), а также крупного и среднего бизнеса (рост кредитного портфеля составил 18,1% - до 193,4 млрд рублей).
«Развитие клиентов приводит к развитию бизнеса, регионов и страны в целом. Для региональных предпринимателей мы стали не просто банком, а полноценным партнером и помощником», - отметил Сергей Тютин.
В части продуктов корпоративного бизнеса, в 2018 году банк сделал упор на развитии как банковских, так и небанковских сервисов, а также диджитализации услуг для клиента. Сегодня любой предприниматель может заполнить заявку на кредит в личном кабинете «Сбербанк Бизнес Онлайн», а тот, у кого нет личного кабинета — на сайте банка. Клиент, исходя из своих потребностей, выбирает вид кредита, загружает документы, выбирает наиболее подходящий офис и ждет звонка от менеджера. Предприниматель может отслеживать статус заявки, а также вести онлайн-чат со всеми участниками процесса. Почти половина всех заявок на кредит сегодня проходит через «Сбербанк Бизнес Онлайн», в результате в 2 раза сократилось время, затрачиваемое клиентами для подачи документов в банк.
Еще одно важное направление - выстраивание максимально эффективных отношений между банком и застройщиками в ответ на изменения в федеральном законе 214-ФЗ. С 1 июля 2018 года Сбербанк запустил новый продукт — кредитование проектов жилищного строительства при осуществлении расчетов по договорам участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу. За прошлый год в Поволжском банке было заключено 4 сделки с использованием эскроу. Первую сделку Сбербанк провел в Оренбурге. Кредитная линия была открыта девелоперской компании ООО «Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» для строительства микрорайона «Дубки».
В 2018 году на территории Поволжского банка также было открыто 3 центра оказания услуг «Мой бизнес»: в Оренбурге, Ульяновске и Пензе для юридических лиц и частных предпринимателей. Центры созданы на базе действующих офисов банка при содействии региональных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) субъектов Российской Федерации в рамках федерального приоритетного проекта Правительства Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Еще одним нововведением Поволжского банка по итогам 2018 года стал запуск сервиса дистанционной регистрации бизнеса и открытия расчетного счета. Воспользоваться сервисом предприниматели могут как самостоятельно, через платформу «Деловая среда», так и через партнеров Сбербанка.
Приоритетом 2019 года, как и 2018, станет расширение сотрудничества банка и правительства областей при реализации проектов в формате государственно-частного партнерства в сфере образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. Так, в прошлом году дочерняя компания банка «Сбербанк Лизинг» передала в лизинг онкологическому диспансеру Волгоградской области оборудование для лучевой терапии, предлучевой подготовки пациентов и радиохирургии. Это была первая сделка в рамках партнерства Сбербанка и госкорпорации «Росатом» по разработке комплексного решения для осуществления централизованных поставок в лизинг высокотехнологичного медицинского оборудования в региональные учреждения здравоохранения по всей стране.
В конце прошлого года Сбербанк сделал очень важный шаг на рынке государственно-частного партнерства, запустив на рынок коробочные предложения. «Коробка» — это набор типовой документации, которая помогает качественно подготовить, структурировать проект с учетом требований банков, повысить шансы на получение банковского финансирования, что особенно актуально для небольших региональных концессий. Первой появилась «коробка» в сфере теплоснабжения, затем решения для образования и гериатрии. В декабре 2018 года были утверждены еще две — для водоснабжения/водоотведения и обращения с отходами. Таким образом, теперь в арсенале клиентов Сбербанка пять «коробочных» решений.
«Сбербанк обладает колоссальным проектным опытом, которым готов делиться с клиентами и партнерами. У нас есть необходимая ресурсная база для развития региональных проектов, в части консультационной и финансовой поддержки. И в 2019 году поддержка проектов государственно-частного партнерства будет одним приоритетных направлений нашей работы», - отметил Александр Анащенко.