«Синдром третьей четверти» — явление, про которое стоит знать родителям всех школьников. В Роспотребнадзоре рассказали, как помочь чадам восстановиться после самой длинной учебной четверти и встретить весну на позитиве.
Как понять, что у ребенка «села батарейка»?
В преддверии весны и в ее начале дети становятся апатичными, их клонит в сон. Они становятся более возбудимыми и раздражительными, чаще болеют и начинают хуже успевать в учёбе. Виноват в этом так называемый «синдром третьей четверти».
Как отмечают специалисты, синдром не имеет ярко выраженных симптомов. Обычно это связано с переутомлением ребёнка. Чем слабее здоровье школьника, тем сильнее будут проявляться симптомы синдрома.
К основным признакам «синдром третьей четверти» относятся:
- выраженная усталость;
- нарушения сна и аппетита;
- вялость и сонливость;
- снижение памяти и внимания;
- появление раздражительности, особенно у подростков;
- «плаксивость»;
- снижение или полное отсутствие мотивации к учебе и к любимым занятиям;
- трудности с утренним подъемом;
- нехватка сил для учебы в школе;
- частые простудные заболевания.

Почему возникает «синдром третьей четверти»?
- Недостаток дневного света во время зимы.
Третья четверть - самая длинная и тяжелая. Начинается она зимой, а завершается уже весной. За это время у детей и подростков накапливаются недосып, авитаминоз, усталость.
- Нехватка свежего воздуха и движения.
Зимой дети меньше времени проводят на улице и редко гуляют.
- Возрастные кризисы.
Подростки и первоклассники проживают это время сложнее других.
- Частые простуды.
Первое весеннее тепло весьма коварно и обманчиво. Да, солнце может пригревать и под ним даже может стать жарко, ведь куртки и шапки в начале весны у многих детей еще утепленные. Однако стоит снять шапку, как вспотевшую голову может тут же «обдать» весьма неприветливым ветерком. А там и рукой подать до простуды или чего серьезнее.

- Повышенное учебное напряжение.
Чем ближе конец года, тем выше мозговая активность у школьников. Учитывая, что четвертая четверть самая короткая и наполнена праздничными выходными, на ребят сваливаются всевозможные контрольные, пробные тестирования и проверочные работы. Особенно «достается» выпускникам 9 и11 классов и первоклассникам.
Несмотря на все проблемные моменты, не стоит отчаиваться и опускать руки! Всё поправимо!
Как родители могут помочь школьнику?
- Учитывайте недельные биоритмы. В четверг дети испытывают наибольшую усталость. Если вы замечаете, что ребёнку сложно учиться, позвольте ему отдохнуть в этот день.
- Не стоит забывать про физическую активность. Школьнику проще справиться с учебными нагрузками, если он много двигается. В идеале ребенок должен гулять не менее трех часов в день. Но если на улице плохая погода или ребенок заболел, это не значит, что провести этот день он должен перед телевизором или за играми на компьютере.
- Сходите вместе с ребенком на прогулку или выгулять питомца. Старайтесь по возможности выбраться за город или в лес.
- Чаще проветривайте комнаты.
- По возможности, постарайтесь снизить дополнительные нагрузки на ребенка.
- Соблюдайте режим сна, а также обращайте внимание на то, сколько спит ребенок. Детям и подросткам на восстановление сил требуется не меньше 9-10 часов.
- Чередуйте труд и отдых. Во время выполнения домашних заданий важно делать перерывы на 10-15 минут каждые 45 минут. При этом такие переменки необьходимо проводить активно: потанцуйте, послушайте музыку, помойте посуду. Главное – не надо тратить ценный перерыв на «залипание» в гаджет.
- Старайтесь придерживаться всей семьей правильного питания. Помните, что рацион школьников должен быть полноценным и сбалансированным. Он должен содержать не менее 300 г овощей и фруктов в день, а также белки (мясо, рыбу), цельнозерновые продукты (каши и хлеб), кисломолочные продукты (кефир, сыры, йогурты), витамины (по назначению врача). В то же время старайтесь ограничить потребление фастфуда, сладостей и газировки.

Не забываем о душе́
Говоря о помощи своем чадам нельзя ограничиться только советами о заботе об их организме, ведь есть еще и психика. Чаще проявляйте любовь к своему ребенку, даже если он сегодня «колючка», больше разговаривайте с ним на разные темы, интересуйтесь не только положением в школе. Делитесь друг с другом приятными или веселыми моментами, которые произошли за целый день. Не забывайте подбадривать и поддерживать чад, даже в те моменты, когда у него что-то не получается.
Помните, создание разгрузочных дней для детей и подростком очень важно. Не стоит «загонять» ребенка в бесконечной гонке за школьными успехами, достижениями в спорте или игре на гитаре. Чуть больше внимания, спокойствия и полноценного отдыха – и школьник сумеет справиться с этим негативным состоянием и войти в последнюю, четвертую, четверть бодрым и веселым.