Примерное время чтения: 4 минуты
154

Лечение «липой». Как приписывают фальшивые врачебные услуги по ОМС

Каждый визит к врачу фиксируется через систему обязательного медстрахования (ОМС).
Каждый визит к врачу фиксируется через систему обязательного медстрахования (ОМС). / Екатерина Саенко / АиФ

Оренбурженка Лариса Б. была немало удивлена, когда меняла свой полис обязательного медстрахования и «привязывала» его к сервису Госуслуги. Заглянув в раздел, где сохраняются записи о посещениях врачей, женщина ахнула – оказывается, в системе ОМС ей приписали десятки оказанных медицинских услуг, хотя в реальности этого не было и близко.

Медицинский псевдотуризм

По российскому законодательству, каждый наш визит к врачу фиксируется через систему обязательного медстрахования (ОМС). И затем лечебное учреждение получает деньги от страховой компании – за оказанные услуги. Лариса, изучая историю выписок, обнаружила, что она, якобы, побывала в больницах Сорочинска, Орска, Оренбурга, Бугуруслана и других городов. Настоящий медицинский туризм!

– Я никогда не бывала ни в Бугуруслане, ни в Сорочинске, тем более не обращалась туда за медицинской помощью, – негодует пациентка. – Более того, я вообще, слава богу, редко к врачам обращаюсь, в поликлинике своей была уже более года назад.

Удивление вызывает и причины обращения к врачу: например, по записям в реестре ОМС оренбурженка… лечила бесплодие. Нюанс, правда, в том, что Ларисе – 50 лет, у неё двое взрослых детей.

«Ну, о каком бесплодии тут вообще можно говорить? Что за бред?» – возмущается женщина.

Коллеги из редакции издания 56orb.ru провели эксперимент и проверили свои полисы обязательного медстрахования в Госуслугах. Приписки обнаружились и там: в реестре значились посещения ЛОР-врача, гастроэнтеролога, офтальмолога, ортопеда, которых не было и в помине.

Выяснилось также, что у тех, кто реально ходил в поликлинику, приписок нет – все визиты учитываются правильно. А вот те, кто медуслугами не пользуется и в лечебных учреждениях редкий гость – тому «рисуют» визиты по самым разнообразным поводам или даже без таковых (например, пройденную диспансеризацию).

Хорошо забытое старое

Нужно отметить, что история с приписками по ОМС не нова. Ещё в 2015 году разразился большой скандал, когда сначала в столице, а потом и в регионах стали вскрывать массовые случаи таких манипуляций.

Сначала администрация поликлиники пыталась свалить всё на ошибку в учёте: мол, девочка-секретарша перепутала цифру в номере полиса… Но тут за честь мундира вступились страховщики: перешерстив свои архивы, они показали, что ошибки да, бывают, но таковых от силы 1–2%. А в случае с приписками «липовые» медуслуги получали до четверти (!) всех пациентов.

Ситуацию тогда удалось погасить, приписки прекратились. Но по прошествии 7 лет, похоже, такая практика возродилась вновь.

Главный вопрос – зачем медучреждениям такие манипуляции? Эксперты объясняют: таким образом поликлиники и больницы отрабатывают план. Причём, вопреки расхожему мнению ни пациент ничего не платит за приписки, ни врач фактически денег с таких манипуляций не получает. Однако само лечебное учреждение, если недоберёт по оказанным медуслугам, лишится нужного финансирования. А это уже скажется на стимулирующих выплатах персоналу.

«Беда ещё и в том, что официальные расценки по ОМС были совершенно неадекватными. Когда я работал, за приём и осмотр пациента, например, расчёт был 96 рублей. Причём, это не чистые деньги медику «в карман», это плата поликлинике. Из этой суммы вычитается зарплата медсестре, администрации, расходы на дезсредства и оборудование, налоги и т.д.», – поясняет бывший врач Дмитрий Азаров.

С 2021 года схема финансирования изменилась, лечебным учреждениям к суммам по ОМС может доплачивать и местный бюджет. Однако до этой даты ряд поликлиник вполне могли пойти на приписки, чтобы хоть как-то сохранить медперсонал.

Тем не менее даже благие цели – не оправдание для масштабных манипуляций. Приписки разрушают саму суть ОМС: совершенно непонятно становится, какие деньги и на какие цели реально нужно выделять. Путается статистика, непонятно, какие болезни реально сильнее всего распространены. Наконец, непонятна эффективность больницы или поликлиники: сколько реально принимает она пациентов, а сколько – «мёртвых душ».

Комментарий специалиста
Сергей Шкитин, эксперт Всероссийского союза страховщиков: «Проблема в том, что на эти приписки могут тратиться деньги ОМС – их можно было бы потратить на действительно необходимую, показанную медицинскую помощь. И если вы обнаружили приписку – медицинскую помощь, которую вы реально не получали, – нужно сообщить об этом в вашу страховую компанию, которая выдавала вам полис ОМС. У каждой страховой компании есть круглосуточная телефонная горячая линия, номер которой указан на полисе ОМС. Обращаться в страховую компанию нужно также в случае нарушения ваших прав медицинским учреждением и в любом спорном случае по вопросам получения медицинской помощи по ОМС».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах