«Когда ехали автостопом из Томска в Красноярск, мы проезжали Мариинск. Вот так оказываешься в городе, про который раньше и не слышала никогда, пробегаешь по нему и очаровываешься. Там старинные красивые дома, с резьбой, с наличниками, на стенах таблички висят, что за купец здесь жил, чем торговал, охаешь, ахаешь. А времени-то нет все осмотреть, потому что путь твой долог, световой день короток, и только и можешь, что заскочить в музей бересты по дороге на трассу и прихватить магнитик на память.
«Мариинск» - лихорадочно гуглишь, а strana.ru тебе и говорит: да это старейший после Новокузнецка город Кемеровской области. Это одно из «семи чудес Кузбасса», это центр сибирской «золотой лихорадки», это важный узел Транссиба, в Мариинск Николай II приезжал, будучи цесаревичем. Загадка, почему сюда не ездят путешественники? И ты обещаешь себе: вернусь на обратном пути и рассмотрю все получше. И возвращаешься. И рассматриваешь. Не сказать, что надо мчаться сюда со всех ног, но заехать, если будете рядом, непременно стоит. Здесь и музеи любопытные есть.
А теперь пришло время индустриальных пейзажиков из Кемерово? Эти трубы коксохимического завода видно почти отовсюду.
Это Кузнецкий мост, один из самых длинных и широких за Уралом, его длина - 638 метров, а ширина - 40,5, больше двух метров отведено на тротуары, днем по нему ходят трамвайчики, а ночью - большегрузы, потому что он является частью федеральной трассы М53 «Байкал».
Насчет общественного транспорта в скобках отмечу, что с ним в Кемерово все запущено чуть более, чем полностью. Автобусы появляются раз в вечность, водители игнорируют ожидающих пассажиров и проносятся мимо, я на трассе так долго не мерзла, как в этом городе на остановках. За дороги скажу, что они тут в целом неплохие, а реверсивное движение в центре провинциального города я видела в первый раз.
По приезде в Кемерово дальнобойщик высадил нас возле ДК «ШАХТЁРОВ», мы сели на трамвайчик и поехали на ПРОСПЕКТ ШАХТЁРОВ, где нас ждала найденная на каучсерфинге Мира, и сразу вспомнили, что мы на КУЗБАССЕ. На следующий день мы с Катей (тоже подарок каучсерфинга) гуляли по городу и ходили в музей-заповедник «Красная горка». Нам рассказали, что залежи «горючего камня» были обнаружены здесь царским рудознатцем Михайло Волковым еще в 18 веке, но активная разработка месторождений каменного угля началась только пару столетий спустя, превратив Кемерово из глухой деревни в развитый промышленный город, пик расцвета которого остался в советском прошлом. Был интересный период, когда на эти земли приехала трудиться на благо тяжелой промышленности Кузнецкого бассейна колония иностранных рабочих: американцы, голландцы, немцы, которые в 30-х еле ноги из СССР унесли. Некоторые были подвергнуты репрессиям и даже расстреляны.
Сегодня Кемеровская область является основным угледобывающим регионом страны, разведанных запасов угля на Кузбассе при нынешнем уровне добычи хватит еще на 600 лет. Больше всего в том музее мне понравилась ШАХТА: заходишь в подвал, надеваешь каску (не для красоты, а для безопасности) и оказываешься будто бы в настоящем забое. Тебе рассказывают про опасный труд горняков, показывают различные инструменты, приборы, которыми пользуются шахтеры и горноспасатели, такое погружение в другой профессиональный мир. Смотрели хронику - особой эволюции шахтерского труда не заметили. Катя родилась в Ленинске-Кузнецком, имеющем громадные запасы угля. Ее родственники и знакомые работают в шахте (да почти весь город только этим живет), так что она обо всем этом знает не понаслышке и не понимает, почему в XXI веке люди вынуждены по-прежнему заниматься таким адским трудом, гробя свое здоровье и ежедневно рискуя жизнью (получая при этом мизерные зарплаты), и почему этот процесс до сих не автоматизирован.
Что ни говори, новогодняя суета обошла меня в этом году стороной, все затмили дорожные впечатления. Но это однозначно были самые насыщенные и самые длинные зимние праздники в моей жизни. Однако и на этом путешествие не закончилось! Выехав из Кемерово, мы остановили на трассе дальнобойщика - хорошего парня по имени Игорь, который вез груз в Москву из Иркутска. Три дня мы вместе ехали до Уфы, проговорили почти всю жизнь, подружились, сроднились даже, и так дорога увела меня дальше заветного поворота на Оренбург. Но об этом я расскажу в следующий раз».