Подлинные рукописи полувековой давности и факсимильные издания XI века, выполненные на высоком полиграфическом уровне. Это и много другое на несколько месяцев стало доступно для взоров оренбуржцев.
В губернаторском историко-краеведческом музее открылась выставка «Древние книги: история и тайны их создания». Экспозиция составлена из фонда библиографических раритетов музейного собрания.
С уникальными книжными памятниками и традициями славянского письма оренбуржцев познакомила Любовь Нелюбова - заведующая фондами музея.
Выставка древних фолиантов будет работать до середины лета.
В главных городах Древней Руси – Киеве и Новгороде – при монастырях и княжеских дворах создавались книжные мастерские. По заказу состоятельных людей писцы создавали и переписывали книги. Они не имели права покинуть мастерскую, не закончив работу, хоть книги писались в среднем в течение года.
Первые книги в Древней Руси писали на пергаменте, который изготавливали из тонкой кожи телят и ягнят. В зависимости от формата на одну книгу уходило от 20 до 30 животных. Соответственно, чтобы создать библиотеку, нужно было вырезать целые стада. Это могли позволить себе только очень богатые и знатные люди.
Шрифты были сложные для исполнения. За отклонения и неверное написание букв могли не принять книгу и не оплатить труд писца.
Старославянский алфавит, благодаря которому на Руси появилась письменность и книгопечатание.
Ни одна древнерусская книга IX и X веков не дошла до наших дней. Из оригиналов XI века дошло только восемь рукописей. Современная копия одной из них хранится в Оренбургском музее. «Остромирово евангелие» - великая русская святыня. Семь месяцев писал дьякон Григорий эту книгу, на одну страницу у него уходило 3 дня. Издание вышло в 1056 году. Оригинал находится в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга.
Факсимильное издание «Изборника Святослава» - первой древнерусской энциклопедии.
«Степенная книга», написанная по заказу Ивана Грозного. Рукопись 1887 года перписана с первого свитка XVI века. Книгу называют первым учебником русской истории за попытку систематического изложения материала. В книге 17 глав (степеней), каждая посвящена великим русским князьям – от Владимира до Ивана Грозного.
Богословских и богослужебных книг в те времена писалось в разы больше, чем исторических. Певческие рукописи – целое явление славянской письменности, это яркие, праздничные, нарядные издания. После принятия христианства появилось церковное пение, появилась необходимость в подобной литературе. Нотные знаки в книгах ставились над словами.
Особое внимание на Руси уделяли художественному оформлению книг. Мастера работали над книгой по очереди. Были писцы, которые создавали основной текст, после этого статейные писцы вязью выводили название рукописей, художники рисовали заставки, буквицы, концовки, вклеивали миниатюры. Процесс завершали златописцы, добавляя в декор золото.
Буквица – необычное явление мировой письменности. Это не просто буква, это целый рисунок со своей композицией и сюжетом. Художники рисовали буквицы даже на всю страницу.
Книга была настоящим произведением искусства.
Памятник мирового значения – «Острожская Библия» 1581 года. Издание Ивана Федорова – первого русского книгопечатника. Даже спустя три века издание было самым прославленным и образцовым не только в России, но и в Европе. Книга вышла тиражом около тысячи экземпляров, сейчас образцы находятся в нескольких королевских библиотеках Европы, а один из подлинников – в Оренбурге. «Острожская Библия» напечатана мелким полууставом. Включает в себя 3240 знаков, 1400 буквиц, 80 заставок, 70 концовок в технике гравюры. 78 строк выведено вязью, это очень сложный шрифт.
Оформлению книг придавали большое значение. Самыми популярными переплетами были кожаные, с глубоким тиснением, золочением, обтяжка бархатом, аппликация. Самым дорогим переплетом были оклады. Их изготавливали из латуни, меди, серебра, золота, украшали каменьями, это были произведения ювелирного искусства.
«Священное Евангелие» было отпечатано в 1759 году по заказу московских купцов первой гильдии в подарок оренбургской Преображенской церкви. Каждая страница текста обрамлена широкой декоративной рамкой.
Серебряный оклад в технике рельефного литья изготовил в XVIII веке Яков Фролов. По углам есть дополнительный декор – эмалевые изображения евангелистов, центральный элемент не сохранился.
В сокровищницу редких книг краеведческого музея Оренбурга входят также миниатюрные издания – русской арабской и еврейской письменности XIX – XX веков.
В главных городах Древней Руси – Киеве и Новгороде – при монастырях и княжеских дворах создавались книжные мастерские. По заказу состоятельных людей писцы создавали и переписывали книги. Они не имели права покинуть мастерскую, не закончив работу, хоть книги писались в среднем в течение года.
Первые книги в Древней Руси писали на пергаменте, который изготавливали из тонкой кожи телят и ягнят. В зависимости от формата на одну книгу уходило от 20 до 30 животных. Соответственно, чтобы создать библиотеку, нужно было вырезать целые стада. Это могли позволить себе только очень богатые и знатные люди.
Шрифты были сложные для исполнения. За отклонения и неверное написание букв могли не принять книгу и не оплатить труд писца.
Старославянский алфавит, благодаря которому на Руси появилась письменность и книгопечатание.
Ни одна древнерусская книга IX и X веков не дошла до наших дней. Из оригиналов XI века дошло только восемь рукописей. Современная копия одной из них хранится в Оренбургском музее. «Остромирово евангелие» - великая русская святыня. Семь месяцев писал дьякон Григорий эту книгу, на одну страницу у него уходило 3 дня. Издание вышло в 1056 году. Оригинал находится в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга.
Факсимильное издание «Изборника Святослава» - первой древнерусской энциклопедии.
«Степенная книга», написанная по заказу Ивана Грозного. Рукопись 1887 года перписана с первого свитка XVI века. Книгу называют первым учебником русской истории за попытку систематического изложения материала. В книге 17 глав (степеней), каждая посвящена великим русским князьям – от Владимира до Ивана Грозного.
Богословских и богослужебных книг в те времена писалось в разы больше, чем исторических. Певческие рукописи – целое явление славянской письменности, это яркие, праздничные, нарядные издания. После принятия христианства появилось церковное пение, появилась необходимость в подобной литературе. Нотные знаки в книгах ставились над словами.
Особое внимание на Руси уделяли художественному оформлению книг. Мастера работали над книгой по очереди. Были писцы, которые создавали основной текст, после этого статейные писцы вязью выводили название рукописей, художники рисовали заставки, буквицы, концовки, вклеивали миниатюры. Процесс завершали златописцы, добавляя в декор золото.
Буквица – необычное явление мировой письменности. Это не просто буква, это целый рисунок со своей композицией и сюжетом. Художники рисовали буквицы даже на всю страницу.
Книга была настоящим произведением искусства.
Памятник мирового значения – «Острожская Библия» 1581 года. Издание Ивана Федорова – первого русского книгопечатника. Даже спустя три века издание было самым прославленным и образцовым не только в России, но и в Европе. Книга вышла тиражом около тысячи экземпляров, сейчас образцы находятся в нескольких королевских библиотеках Европы, а один из подлинников – в Оренбурге. «Острожская Библия» напечатана мелким полууставом. Включает в себя 3240 знаков, 1400 буквиц, 80 заставок, 70 концовок в технике гравюры. 78 строк выведено вязью, это очень сложный шрифт.
Оформлению книг придавали большое значение. Самыми популярными переплетами были кожаные, с глубоким тиснением, золочением, обтяжка бархатом, аппликация. Самым дорогим переплетом были оклады. Их изготавливали из латуни, меди, серебра, золота, украшали каменьями, это были произведения ювелирного искусства.
«Священное Евангелие» было отпечатано в 1759 году по заказу московских купцов первой гильдии в подарок оренбургской Преображенской церкви. Каждая страница текста обрамлена широкой декоративной рамкой.
Серебряный оклад в технике рельефного литья изготовил в XVIII веке Яков Фролов. По углам есть дополнительный декор – эмалевые изображения евангелистов, центральный элемент не сохранился.
В сокровищницу редких книг краеведческого музея Оренбурга входят также миниатюрные издания – русской арабской и еврейской письменности XIX – XX веков.
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро и бесплатно
|