Примерное время чтения: 5 минут
162

Дон на сцене и пациенты психбольницы: чем запомнился «Гостиный двор»

Спектакль-открытие фестиваля -
Спектакль-открытие фестиваля - "Дядя Ваня" Театр имени Вахтангова

В Оренбурге отгремел «Гостиный двор». Театральный фестиваль, который взял паузу на пять лет, вернулся на подмостки и смело претендует на звание одного из самых ярких событий лета. Оренбург стал площадкой для самых разноплановых режиссёрских прочтений: от строгой классики до экспериментальной сцены. В течение 10 дней оренбуржцам были представлены «12 премьер» от ведущих театров страны.

Вечная классика

После пятилетнего перерыва организаторы фестиваля словно решили компенсировать затянувшееся затишье: афиша ошеломила и обрадовала оренбуржцев наличием громких имён и узнаваемых наименований. Среди посетивших Оренбург знаменитостей были народный артист Александр Домогаров в составе жюри, а также Сергей Маковецкий и Владимир Вдовиченко, прибывшие с труппой московского театра им. Вахтангова.

Многие оренбуржцы, никогда не бывавшие в знаменитом на всю страну театре Москвы, получили возможность ознакомиться с его творчеством воочию, а не через экран компьютера. Порадовала многих и возможность увидеть известных актёров. «Дядя Ваня» шёл в областном центре два дня при полной посадке зала.

Свою долю внимания получили и театры Бугуруслана и Орска, которые выбрали спектакли с острой социальной тематикой. Театр им. Гоголя с запада региона представил сценический вариант повести Стейбека «О мышах и людях», рассказывающей о временах Великой депрессии за океаном. «Дом Бернарды Альбы» показали артисты драматического театра им. Пушкина из Орска. Постановки с нарочито лаконичным оформлением полностью сосредоточили внимание аудитории на сюжете и персонажах и пробили на слезу даже самых «железных» зрителей.

"Анна Каренина" Фото: Свердловский театр драмы

 

Почётная миссия закрывать фестиваль была отдана театру им. Горького из Ростова-на-Дону. Актёрский состав, который оказался одним из самых многочисленных среди участников «Гостиного двора», представил свою знаковую постановку «Тихий Дон». Народная драма, которая имеет для ростовского театра такое же символическое значение, как для оренбургского – «Капитанская дочка», надолго захватила умы зрителей своей филигранной проработкой мизансцен, энергетикой действия «без пауз» и скрупулёзным подходом к сценографии. Отдельным потрясением для публики стала настоящая река на сцене и узнаваемый говор героев Шолохова.  

Эпоха экспериментов

Подавляющее большинство спектаклей, представленных на фестивале – это признанная мировая классика. В интерпретации театров знакомые всем произведения получили новое прочтение. К примеру, «Анна Каренина» театра драмы из Екатеринбурга – классическая история в непривычном обрамлении. Атмосфера спектакля, отрицающая академические каноны и уделяющее огромное внимание хореографии, запомнилась оренбуржцам надолго. Для кого-то из зрителей такая трактовка стала полной неожиданностью, но многие приняли версию свердловчан с восторгом.

Одним из самых ожидаемых спектаклей стала работа саратовского театра «Рвущаяся нить» по одноимённой пьесе Алексея Зайцева. Пьеса относительно свежая – известно о ней стало в 2016 году на семинаре «Авторская сцена». Сюжет её придётся по вкусу поклонникам психологических триллеров в стиле «Волхва» или «Куба», когда главный герой до последнего не понимает, где он находится и что с ним происходит. В «Рвущейся нити» безымянный пациент просыпается в психиатрической больнице с полной амнезией и пытается восстановить своё прошлое, но те, кто должен ему в этом помогать, наоборот, ещё больше его запутывают.

"Рвущаяся нить" Фото: Саратовский театр драмы

 

В постановке саратовчан основная ставка была сделана на компьютерные технологии. Именно она вызвала наибольшее количество споров среди зрителей. Но она же и недвусмысленно дала понять, что разговоры о «всемогуществе» искусственного интеллекта пока так и остаются всего лишь разговорами, а костяком любого спектакля, как и его главной движущей силой, по-прежнему остаются режиссёр и актёры.

Под занавес

Театральный праздник длился в Оренбурге восемь дней. Теперь главной задачей организаторы называют приумножение его достижений.

- Для нас самым главным было то, что фестиваль всё-таки удалось вернуть после его долгого простоя, - заявила министр культуры Евгения Шевченко, -  надеемся, что в будущем никакие обстоятельства впредь не смогут помешать с привычной регулярностью объединять мастеров и поклонников театрального искусства.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах