Правительство республики Казахстан ввело запрет на вывоз за пределы страны автомобильного топлива: бензина, дизеля и сжиженного автомобильного пропан-бутана. Причиной этого стал дефицит горючего в стране. Из-за существенной разницы в цене между Казахстаном и Россией жители приграничных районов Оренбуржья массово ездили заправляться в соседнюю республику. А для некоторых контрабанда топлива стала настоящим бизнесом.
- Если на заправке в Акбулаке литр 92-го стоит 45 рублей 65 копеек, то стоит переехать через пост Сагарчин, и на территории Актюбинской области, в ближайшем Жайсане или Мартуке тот же 92-й стоит 149 тенге, или по нынешнему курсу – примерное 26 рублей за литр. Разница практически двукратная! Прежде можно было залить полный бак и три канистры, где-то 120 литров чистоганом перевезти через границу. 2400 рублей экономии. Сейчас – вывоз не более 20 литров, причём в некоторых случаях проверяют и полноту бака, - рассказывает житель Соль-Илецкого городского округа Валерий.
Чем сильнее дорожает топливо в России, тем больше желающих заправиться в соседнем государстве. Более того – рост стоимости горючего накрыл и другого соседа Казахстана – Узбекистан. Как сообщают местные СМИ, там цена на бензин с начала года выросла более чем наполовину. И это тоже подстёгивает «челноков» активнее ездить в «топливные туры», вывозя драгоценный бензин чуть не в пластиковых пятилитровках.
Любопытно, что по данным Минэнерго Казахстана, в конце сентября – начале октября республика закупила на российских нефтеперерабатывающих заводах около 150 тысяч тонн дизтоплива. При этом цена солярки в Оренбуржье, на границе с Казахстаном достигает почти 51 рубля за литр, а у соседей произведённое у нас же дизтопливо продают по 191 тенге, или около 34 рублей за литр.