Домой с апрельского Чемпионата России, где Сергей Назин в индивидуале с 10-метровой вышки должен был получить путёвку в столицу Туманного Альбиона, он вернулся с загипсованной ногой.
Человечек из рентгеновских снимков
Бузулукская команда. Тамара Назина в центре Из личного архива семьи Назиных |
- «АиФ Оренбург»:Тамара Ленинградовна, как успокаивали сына?
- Тамара НАЗИНА: Скорее, это он успокаивал меня. «Мам, - говорил, - не переживай: мы ещё будем с тобой на пьедестале! Не знаю, как насчёт олимпийского (Сергею к следующей Олимпиаде будет почти 29 лет. По меркам прыгунов в воду - «старик». Хотя самому именитому «летающему пловцу» - россиянину Дмитрию Саутину - 38, и он официально пока не заявил о завершении спортивной карьеры. На пятой для него по счёту Олимпиаде (Пекин-2008) на трёхметровом трамплине в паре с Юрием Кунаковым Дмитрий в возрасте 34 лет взял «серебро» - Ред.). Но в следующем году в Казани пройдёт универсиада…».
- «АиФ Оренбург»:Это годы тренировки помогают маме оставаться внешне спокойной в критических ситуациях?
- Т.Н.: Я всегда запрещала себе жалеть сына. Впрочем, и он не позволил бы мне этого. Бывало, увидишь, как на тренировке кто-нибудь из ребят, разучивая прыжок, допустит ошибку и летит «пластом». Сердце сжимается от удара спортсмена животом о воду... Самое грустное в спорте - не поражения: они закаляют характер, без них не бывает побед. Самое грустное и, к сожалению, в большом спорте неизбежное, - травмы. Я не говорю, о небольших ушибах, ссадинах, растяжениях. Помню, как однажды после тренировки увидела на спине сына тёмные пятна, словно крылья бабочки на лопатках. Пригляделась: кровоподтёк. «Ерунда, неудачно на воду пришёл, - пояснил 10-летний Сергей. - Немножко кровью поплевался, слезы и сопли вытер - и дальше прыгать». К совершеннолетию у нас набралось столько рентгеновских снимков разных участков Сережиного скелета, что однажды он в шутку собрал из них человечка. Чаще всего страдали пятки, колени, локти, кисти. Было дело, когда в воде сына догнала доска трамплина. К счастью, она рассекла только кожу, но оставила «на память» широкий шрам.
- «АиФ Оренбург»: А как Сергей справляется с нынешней травмой, в том числе и душевной?
- Т.Н.: Тренируется и прыгает… в гипсе. Обидно, конечно, что он не поедет на Олимпиаду, к которой так здорово был готов. Вдвойне обидно, что перелом гольностопа - не результат ошибки сына, а вина организаторов соревнований, которые не заметили на гимнастической дорожке промежуток между матами. Разминаясь перед стартами «на земле», он сделал сальто назад и, приземлившись, попал ногой в этот промежуток.
Из «черепашек ниндзя» в «ласточки»
-«АиФ Оренбург»: Обычно мальчишки мечтают стать выдающимися хоккеистами или мастерами боевых искусств, а тут прыжки в воду…
- Т.Н.: В детстве Серёжка не собирался прыгать. Он, как многие мальчишки, мечтал научиться драться, как черепашки-ниндзя. Два года я забирала сына пораньше из детсада и через весь город везла в секцию каратэ. Пока он тренировался, я читала книжки в фойе или плавала в бассейне. За это время могла бы столько домашних дел переделать, но тогда бы мой ребёнок не тратил с пользой бурлящую в нём энергию. Самой трудной для Серёжи была медитация: все присаживались на согнутые колени, закрывали глаза и слушали голос тренера, а мой непоседа хоть и старался подражать старшим, да только открывал глаза и косился по сторонам. В конце тренировки в любое время года каратисты выбегали босиком на улицу. Зимой, когда мой маленький сын бежал наравне со взрослыми ребятами по снегу, многие осуждали «жестокую мамочку».
- «АиФ Оренбург»: Как в таком случае каратист Сергей Назин «допрыгался» до трамплина и вышки?
На одном пьедестале с Дмитрием Саутиным Фото из архива семьи Назиных |
- Т.Н.: Первые две четверти в первом классе мы учились в первую смену. Когда с третьей четверти нас перевели во вторую смену, на занятия в секцию Серёжа перестал успевать: учителя не всегда опускали с уроков пораньше. Мы с сыном посоветовались и решили: «Чтобы не потерять спортивную форму, временно переводимся в прыжки в воду». Михаил Постников, тренер бузулукских прыгунов, посмотрел на растяжку Серёжи, оценил прыжок в длину, отжимание, подтягивание на брусьях и строго заметил: «Приводите мальчика на занятия: может, что и получится». Только несколько лет спустя он признался, что давно «положил глаз» на моего сына, но переманивать у другого тренера не захотел.
-«АиФ Оренбург»: Приходилось ли вам собирать семейный совет на тему: «Больше в бассейн ни ногой: надоело»?
- Т.Н.: Было. В подростковом возрасте сын пару раз заявлял: «Живут же люди без прыжков, и я проживу». Никакие уговоры не помогали, последним аргументом в пользу спорта стали мамины слёзы. Но, я думаю, Сергей вряд ли бы сам долго прожил без тренировок. К 16 годам его начал серьёзно беспокоить позвоночник. Посмотрев снимки, врач-ортопед сказал: «Врожденный дефект позвонка. Встречается часто. Без больших физических нагрузок никак себя не проявляет. Брось спорт, и спина перестанет болеть». Бросить то, чему отдал столько сил? Тренер Михаил Васильевич отвёз снимки в Москву в специализированный институт спортивных травм. Там сказали: «Хочет прыгать, надо так закачать мышцы спины, чтобы они стали для позвоночника жёстким корсетом». Сергей, кроме бассейна, начал пропадать в качалке.
Однажды, чтобы не пропустить соревнования, нам даже пришлось «капаться» в наркодиспансере.
- «АиФ Оренбург»: Что за реабилитационное ноу-хау?
- Т.Н.: Сергею тогда было 15. На зимнем Кубке России он завоевал право выступить на международных соревнованиях «Весенние ласточки». Но за неделю до старта его «скрутила» ангина: столбик термометра зашкаливал. Вызывали скорую, врачи делали уколы, но температура через пару часов снова взлетала. Тогда, чтобы вывести из организма токсины, мне посоветовали «прокапать» Сергея. Ближайшим к дому оказался наркологический диспансер. Главврач, узнав о проблеме, согласился помочь. Положили Сергея под капельницу не в одну палату с алкоголиками, а в ординаторской. Пожилая санитарка, не разобравшись, решила мальчишку повоспитывать: «Как же ты, сынок, довел себя до такого?». Капельница нам помогла, температура спала, и Сергей успешно отпрыгал на «Ласточках». Теперь мы иногда шутим: лечились в наркологии не с белой горячкой, а «огненной» ангиной.
Помогли гены, упорный труд и удача
- «АиФ Оренбург»: Как долго после перехода из каратэ в прыжки заставили себя ждать первые успехи?
- Т.Н.: В первый же год его взяли на соревнования в Электросталь «туристом». После этого он и думать забыл про «черепашек ниндзя». Через год в той же Электростали Серёжа завоевал первое в своей жизни «золото» среди самых юных спортсменов. Я не могла усидеть дома, взять отпуск и поехала «болеть» за сына. Так что ту награду мы выиграли вместе, - смеётся. - Но даже тогда о серьёзной спортивной карьере сына и славе я не думала. Когда ему было лет десять, бузулукская команда поехала в заграничное турне Италия-Испания-Германия. Так немецкие ребята, увидев наших на разминке, отказались выходить на старт: «Вы прыгайте, а мы посмотрим, поучимся».
- «АиФ Оренбург»: Чьи спортивные гены дают о себе знать?
- Т.Н.: Скорее всего, прадеда Алексея Рольфа. Он был воздушным акробатом в шапито, родом из Вены. Попал в Москву в годы революции 17-го года. Я в детстве немного балетом занималась, старший сын Алексей тоже в общем-то далёк от спорта. А Серёжа им живёт, и нас со временем приучил. Он не только хороший спортсмен, но, думаю, может стать и хорошим тренером. Ведь пару для синхронна с 10-метровой вышки - Артёма Чесакова из Саратова - он сам себе присмотрел на соревнованиях. Тренеры с его выбором согласились. Впервые выступая вместе (на том самом Чемпионате России, где перед выступлением в индивидуальной программе Сергей Назин повредил себе ногу, - Ред.), ребята завоевали «серебро».
Синхронные прыжки. Фото из архива семьи Назиных |
- «АиФ Оренбург»: На кого все эти годы Серёжа равнялся?
- Т.Н.: На лучших. В первую очередь на Дмитрия Саутина, который обычно прыгает так чисто, что соперники с более сложной программой не могут его обойти. Когда в 1997 году бузулукский бассейн впервые принимал Чемпионат России по прыжкам в воду, Саутин тоже приехал. Сергей все соревнования просто «жил» в бассейне. «Звёзды» относились к десятилетнему мальчику как к товарищу по команде: серьёзно и уважительно. На одной из фотографий Серёжа запечатлён рядом со своим кумиром. Трудно было предположить, что через восемь лет он поднимется вслед за легендой спорта Дмитрием Саутиным на вторую ступень пьедестала почёта. Наши мальчишки-прыгуны - молодцы. Они всё могут: и китайцев побеждать, и возвращаться в бассейн после серьёзных травм. Большой спорт - это огромный труд и удача, которая улыбается не просто избранным, а заслужившим того. Раз она не улыбнулась Сергею в Лондоне, значит, улыбнётся в другой раз. Сегодня у него в арсенале есть прыжок 4,5 оборота вперёд. Его выполняют не больше десятка спортсменов в мире. Нога сломана? Не беда! Главное не дух же спортсмена!
В ТЕМУ
В детстве и юности Сергей Назин не только успевал покорять спортивные вершины, но и параллельно «грызть гранит наук», наверстывая вместе с мамой материал, пройденный одноклассниками, пока он был на соревнованиях и сборах. После школы Сергей поступил на факультет журналистики Оренбургского государственного университета. Мама удивилась такому решению сына. Он даже немного обиделся на неё за это: «Разве ты не хочешь, чтобы я пошёл по твоим стопам? (Тамара Назина - наша коллега, её материалы печатаются в Бузулуке и областных газетах. - Ред.). Может, когда я завершу со спортивной карьерой, примусь за карьеру спортивного комментатора?». В этом году он собирается поступать в Институт физкультуры и спорта на второе высшее.
Смотрите также:
- Мамы Доброскоков и Назина о сыновьях, прыжках в воду и олимпийских медалях →
- Девочка-инвалид берет пример с паралимпийца Павла Полтавцева →
- Десять детей - счастье Марины Шмаковой →