В понедельник археологи отмечают свой профессиональный праздник.
Накануне мы встретились с заведующей музеем археологии Оренбургского педагогического университета Людмилой КРАЕВОЙ, чтобы узнать, какими качествами должен обладать человек, чтобы вырастив Археолога с большой буквы, насколько наша область богата в археологическом плане.
Грязь из прошлого
- Людмила Анатольевна, что заставляет учёных «тут» копать, а «там» - нет?
- Есть определённые признаки, по которым специалист может определить не только, есть ли на территории памятник археологии, но и эпоху, к которой он будет относиться. Хотя даже учёных иногда сбивают с толку… сурки. Они предпочитают рыть норы там, где грунт мягче. Иногда древние сурчины можно спутать с курганами.
- Какие районы Оренбуржья наиболее ценные с археологической точки зрения?
- В целом области повезло - есть памятники каменного века, эпохи бронзы, раннего железа, средневековья. Мы каждый год «уходим в разведку» - отправляемся в экспедиции для их выявления. Больше памятников встречается на юге области, где условия для проживания были благоприятными - в Соль-Илецком, Акбулакском районах.
- Каковы последние громкие находки на территории области?
- Обычно мы проводим комплексное исследование памятника, привлекая различные методы, специалистов разных направлений, на это уходит не один год. Из наиболее ярких проектов Шумаевские курганы в Ташлинском районе, где представлены памятники от эпохи ранней бронзы (конец 4-3 тыс. до н.э.) до средневековья (XII век). Там было обнаружено в хорошем состоянии одно из древнейших колёс в Европе. Удалось даже проследить его конструкцию. Подумали, что у него есть обод. Дальнейшее исследование показало, что не обод это, а налипшая во время распутицы грязь. И ей пять тысяч лет(!). Для ученых большая удача - получить «привет» из прошлого.
- Но с восторгом обычно говорят о сарматах…
- Безусловно, людям интересны раскопки, где есть вероятность найти изделия из драгоценных металлов. В сарматских захоронениях они иногда присутствуют. Интерес подогревают письменные источники - античные, азиатские. Как не заинтересоваться ранними кочевниками, если Геродот пишет про массагетов, у которых был обычай поедания стариков, или про скифов, изготавливавших колчаны из кожи пленённых врагов.
Практика в поле – как лакмус
Интересное сарматское захоронение обнаружено в Акбулакском районе – под курганом раскопали деревянный «дом мертвых» (а в округе ни дерева) с насыпью из дерновых кирпичей, уложенных по примеру пирамид… Для учёных ценность представляют не драгоценности, а информация, которую «рассказывают» находки. Археология может поведать о том, какой был климат, обычаи людей. Мы активно сотрудничаем с судмедэкспертами и реконструируем облик древнего человека.
Область – гостиный двор?
- Правда, что из-за разрушения памятников «чёрными копателями», археологам скоро нечего будет искать…
- «Чёрные копатели» действительно наносят большой вред науке. Как и распашка земель, строительство дорог, разработка карьеров и месторождений полезных ископаемых. Любые земляные работы должны быть согласованы с министерством культуры, чтобы исключить возможность разрушения памятников археологии. Однако так происходит не всегда.
- Часты «спасательные раскопки под застройку»?
- Сейчас такие работы идут в Новосергиевском районе у села Боголюбовка, где было начато строительство карьера и могли пострадать курганы поздней бронзы (II век до н.э.) и половецкие захоронения (XI-XII века до н.э.).
- На одной территории сразу два памятника?
- Напластование культурных слоев бывает, чаще такое происходит на территории поселений. Но и в одном кургане можно встретить погребения разных эпох. Наша область, как «гостиный двор». Пришли, пожили и пошли дальше: финно-угорские народы – в эпоху бронзы, сарматы в раннем железном веке, древние венгры – в средневековье. Обосновываясь на новой территории, кто-то совершает подзахоронения в существующие курганы, потому что привык «жить на всем готовеньком», кто-то - чтобы «удревнить» своё происхождение. Они говорят: «Это могилы наших предков».
За памятниками – пешком
- Бывают ли во время археологических экспедиций проблемы нестыковки характеров, как например, у космонавтов?
- Конечно, бывают, как и в любой другой ситуации, когда люди живут по несколько месяцев бок о бок. Но полевая практика, как лакмус, быстро выявляет человеческие качества. В поле остаются терпимые.
- Какими ещё качествами надо обладать, чтобы вырасти Археологом?
- Повторюсь: адским терпением. Это только на первый взгляд кажется - сидит человек с кисточкой в яме и ничего тяжелого не делает. Выносливостью, хорошим здоровьем, умением логически мыслить. Жизнь в поле многому учит – рубить дрова, готовить еду, ставить палатки, не бояться мышей. Новичков тактично учат «сахемы» (старейшины, в их роли выступают студенты старших курсов. - Ред.)
- Молодёжь в археологию идёт или ищет более денежное приложение своих сил?
- Мне не нравится, когда всю молодёжь в наше время осуждают. С которой работаем мы - позитивно настроена. Археология привлекает романтиков, любителей тайн и, как ни покажется странным, «живой истории». Мы как следователи. Только те по крупицам воссоздают картину преступления, мы - жизнь предков.
- Сейчас часто акцент делается на инновациях. Археологию они затронули?
- Раньше археологи ходили в экспедицию в основном пешком. Всю поклажу - в рюкзак. Из инструментов – компас и пленочный фотоаппарат. Карта в лучшем случае - с масштабом в одном сантиметре семь километров. Съемка местности глазомерная: одному кажется, что памятник от села в пяти км, а другому – в 6 км. План чертился от руки. Сегодня экспедиции более оснащенные: машины, GPS- навигаторы, теодолиты, цифровая техника. Остаётся восхищаться, что коллеги пешком нашли столько памятников и что «привязки» у них такие точные. Сейчас на помощь пришли компьютеры и процесс стал… более медлительным, хотя более точным.
- Настанет ли время, когда археологи всё раскопают?
- Наверное, нет. А если через миллионы лет оно придёт, то потому что появятся приборы, которые станут фиксировать памятники даже без раскопок.
Смотрите также:
- Легко ли быть молодым? Что знают в Оренбурге о Дне солидарности молодёжи →
- Оренбурженка стала первой женщиной-профессором математики в Кембридже →
- Чем живут сегодняшние «школяры»? →