Хранитель очага. Молодой оренбуржец освоил ремесло из прошлого

Дамир Манапов - победитель Второго межрегионального конкурса «Печного дела мастерства» © / Дамир Манапов / Из личного архива

Сотни лет люди стремились к тому, чтобы облегчить свой быт и уйти от заготовки дров и сделать процесс приготовления пищи намного быстрее. Но сегодня профессия печника, способного сложить настоящую русскую печь или камин, вновь стала довольно востребованной.

   
   

О том, почему люди снова хотят готовить на дровах, в чём разница между печью и камином и для чего нужно прятать послание для потомков в печи, корреспондент «АиФ Оренбург» Евгения Чернова побеседовала  с победителем Второго межрегионального конкурса «Печного дела мастерства» в номинации «Малое костровище» оренбуржцем Дамиром Манаповым.

Музыкальный подход

В последние три года Дамир Манапов буквально нарасхват: он освоил ремесло, которым даже в давние времена в совершенстве владели единицы. По крайней мере, так говорят легенды. Дамир – мастер, который складывает печи, камины и комплексы барбекю в современных домах. Оказалось, на его умения сегодня довольно высокий спрос.

Путь Дамира к своему ремеслу был непростым. По образованию парень – музыкант, окончил музыкальный колледж по классу баяна, но по профессии ни дня не работал. «Отслужил в армии, потом пошёл работать в торговлю, будучи ещё студентом, имел опыт работы в известном ресторане фастфуда, – делится Дамир. – Все эти сферы дали определённые навык и знания, которые нужны и сегодня. Опыт работы в торговле помогает продвигать свое дело, работа в фастфуде учит искать общий язык с людьми. Даже музыкальное образование помогает». По словам Дамира, печное дело и музыка в чём-то схожи: «Не каждое музыкальное произведение даётся с первого раза, порой важно проявить усидчивость. В печном деле так же».

На вопрос, как он стал печником, Дамир говорит, что это был поиск себя. Работа в торговле не давала развиваться, ему хотелось получать удовольствие от того, что он делает каждый день.

«У нас в роду было немало ремесленников, об этом мне часто рассказывала бабушка, с которой я люблю разговаривать о своей семье, – говорит Дамир. – Были сапожники, плели лапти, работали по дереву. Меня всегда привлекало ремесло, вот и решил попробовать себя в нём».

Плотник, фермер и печник

Первым опытом для него стало плотницкое дело. Дамир на несколько месяцев уехал в Башкирию, где небольшая артель возводила деревянный дом по старинной норвежской технологии. Когда дом был построен, Манапов понял, что на верном пути – ремесло - то, что его привлекает, но посвятить себя плотницкому делу не хотелось. Ещё одним этапом возвращения к корням был опыт возрождения мандариновых садов в Абхазии. Семья Дамира решила заняться фермерством на юге страны, некоторое время работал в мандариновых и апельсиновых рощах, но семье пришлось вернуться в Оренбург.

   
   

«У прабабушки в доме была русская печь, я ребёнком любил лежать на тахте, которая стояла возле печи, на ней спали, грелись, – вспоминает Дамир. – Совершенно случайно мне попалось объявление о том, что в Тульской области проводят мастер-классы по реконструкции русской печки. Решил, что должен попробовать, и уехал».

По словам мастера, печное дело и музыка в чём-то схожи. Фото: Из личного архива/ Дамир Манапов

В Тульской области собралось семь человек, желающих познать тайны печного дела. Вместе с Дамиром там учились гости из Белоруссии и даже из Канады.

Обучал печному делу замечательный мастер. «Он был своего рода философом, просил называть его просто Яковлевич и много говорил о том, что несёт в себе печь, почему к ней нужно относиться с уважением, – вспоминает оренбургских печник. – Яковлевич заложил во мне основу в моём ремесле. К слову, именно он как-то сказал, что из меня получится настоящий печник, но тогда я не придал этому значения. Хотя теперь понимаю, что часто совершенно незнакомые люди видят в нас то, что мы сами не замечаем».

Через год после поездки в Тулу Дамир поехал подмастерьем печника в Краснодар, а вернувшись в Оренбург, решил предложить свои услуги землякам. Спрос на печи и камины был таким, что у Манапова на месяц вперед были расписаны заказы. Однако Дамир понял, что неплохо освоил практику, но ему не хватает теоретических знаний о печестроении.

«У нас в стране несколько мест, где до сих пор готовят профессиональных печников, – рассказывает парень. – Для своего образования я выбрал печной центр в Петрозаводске, где получил свидетельство о профессии».

В Краснодаре Дамир работал подмастерьем печника. Фото: Из личного архива/ Дамир Манапов

Вот уже три года Дамир активно занимается печестроением в Оренбурге. Оказалось, люди тянутся к своему прошлому и хотят вернуться к истокам. «Да, мы долго уходили от тяжёлого труда, связанного с печным отоплением и приготовлением пищи на огне, но сегодня люди все равно к этому возвращаются, – говорит печник. – Почему? Потому что современных людей тянет к натуральному, хочется, чтобы дома было меньше пластика. До сих пор уют и тепло в доме ассоциируются с огнём и очагом».

Место силы и уюта

Как говорит Дамир, сегодня печи ставят в частных домах не для отопления, хотя именно русская печь с этой точки зрения гораздо выгоднее камина, который греет ровно столько времени, сколько в нём горит огонь. Печь можно растопить, и она будет долгое время отдавать своё тепло без дополнительных дров.

«Сегодня многие возвращаются к экологическому приготовлению пищи, именно печь в этом плане – идеальный способ, – уверен печник. – В печи еда не теряет своих полезных свойств, потому что термическая обработка проходит в процессе томления, а не длительного кипения при высоких температурах». Кроме того, камины и печи – это еще и место для отдыха всей семьёй. В современном мире, когда люди живут в таком быстром темпе, приятно вернуться домой, сесть около огня или даже наколоть дров для камина, и подумать о чём-то, на что днем просто не хватает времени.

«Мною было замечено, что дети балуются, бегают, капризничают, а только начинаешь разжигать камин, они сразу успокаиваются, подсаживаются поближе с горящими глазами, – делится наблюдениями печник. – Начинают задавать вопросы, а ответы родителей внимательно слушают».

К слову, в последнее время оренбургский печник начал предлагать тем, кто строит в доме печь, закладывать в нее бутылку с посланием потомкам. Признается – сначала думал, что идею не поддержат, но практика показывает – спрос на такую связь поколений тоже есть.

«Никто, кроме хозяина дома, не знает, что он пишет в этом письме, – говорит Дамир. – Это может быть письмо на пол-листа или на пять страниц, которое я прячу в одну из частей печи на этапе ее строительства. В свою очередь, я храню секрет о том, где именно лежит бутылка с посланием. И пусть найти ее смогут не очень скоро, потому что для этого придется разрушить саму печь, но она сохранит каждое слово, которое потом прочтут потомки».

Печь и камин - место силы любого дома. Фото: Из личного архива/ Дамир Манапов