«Мелочи» стоят дорого. Сбой системы, или процедурные ошибки?

Екатерина Галузина / Коллаж АиФ

   
   

В «плохишах»?

В Оренбуржье проживает более 28 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны: 1692 инвалида и участника войны, 26421 труженик тыла, 75 жителей блокадного Ленинграда, 198 бывших узников концлагерей и более 7 тысяч вдов (вдовцов) участников ВОВ. За соблюдением прав этих граждан особенно пристально следит региональное правительство. Однако в областную прокуратуру пришло письмо от главного федерального инспектора по Оренбургской области аппарата полномочного представителя президента РФ в ПФО с поручением проверить работу правительства с этой категорией. К Сергею Гаврилину же это указание спустилось из администрации президента. Межрайонные прокуроры взялись за работу, в результате которой 9 комплексным центрам соцобслуживания (КЦСО) выдали предписания.  

Стены стоят - живите!

В 2015 году гайский прокурор опротестовал акт межведомственной комиссии о признании дома ветерана пригодным для проживания. Дом Хаирнисы Гайнуллиной* построили в 1960 году. За это время он значительно прохудился. В ноябре 2013 года его обследовала специализированная комиссия муниципального унитарного предприятия, по заключению которой дом оказался непригодным и даже опасным для проживания. Техническое состояние фундамента, несущих и самонесущих стен, пола в жилой комнате и кровли оценили как аварийное. А почти через год его обследовала межведомственная комиссия тогда ещё Гайского района. Она ограничилась просто осмотром помещения и сочла, что нужно сделать косметический ремонт. Также рекомендовали провести инструментальное заключение специализированной организацией. В момент обследования хозяйки дома не было, однако она передала комиссии заключение от 2013 года об аварийном состоянии. Тем не менее, бабушку в очередь на новый дом не включили.

- Поскольку при проведении обследования дома межведомственная комиссия провела визуальный осмотр без специального оборудования и замеров и не опровергла заключение от 2013 года, следовательно, её решение не соответствует закону, - сообщили в прокуратуре. - Мы опротестовали этот акт, и его отменили. Дом признали аварийным, а ветерана поставили в очередь на новое жильё.

Подобная ситуация произошла и в Абдулино. Администрация муниципалитета почему-то замедлила с подачей сведений о двух вдовах участников войны в единый областной реестр ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. После проверки документы всё-таки поступили в министерство социального развития. И уже 31 марта одна из вдов получила выплату на покупку жилья. Если бы прокуратура не вмешалась, сколько ещё ей пришлось бы ждать?

Удивительная история произошла в Сорочинске. Прокурор утверждает, что комплексный центр заключил фиктивный договор на социальное обслуживание участника войны. Он лично посетил ветерана и, по его словам, убедился, что тот проживает со своей сестрой и она одна за ним ухаживает. Однако это заявление опровергли в Центре.

- Есть квитанции об оплате и все документы, подтверждающие, что социальный работник посещал этого человека, есть свидетели. Также на почте подтвердили, что соцработник приходил и платил коммунальные платежи, - прокомментировала Наталья АННЕНКОВА, директор государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Сорочинске и Сорочинском районе, - Оплата проходила ежемесячно в кассу и в этот же день сдавалась на расчёт. Данный факт нельзя подделать. На заседании прокуратуры и министерства соцразвития мы предоставили все эти данные. Когда сотрудники прокуратуры делали предписание, они не запрашивали у нас документы, не посмотрели и дневник обслуживания.

   
   

Остальные нарушения, отмеченные прокуратурой, по большей части касаются оформления договоров о соцобслуживании.

Виноват новый закон?

- Нельзя сказать, что это плохие результаты. Выявлено около 20 нарушений. Но тем не менее такие факты вскрыты, - отметила Ольга МОРДВИНЦЕВА, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан областной прокуратуры. - Для этого мы и обобщили результаты и направили в министерство соцразвития представление, где указали на недоработки ведомства, в соответствии с законодательством.

13 мая на совместном совещании руководство министерства, директора учреждений социального обслуживания и представители прокуратуры обсудили результаты проверки. По четырём замечаниям надзорного ведомства комплексные центры и сам минсоц продемонстрировал ответы, которые доказывают правомерность действий органов соцзащиты населения. В том числе, в Гае ветераны знали все свои права на услуги в комплексном центре, что подтвердили подписанные ими договоры. Остальные замечания оказались, действительно, по существу. Так, в Пономарёвском районе вдова участника ВОВ при обращении в органы социальной защиты не указала свой льготный статус и поэтому некоторое время обслуживалась на платной основе (стоимость пакета оказываемых услуг 192 руб. в месяц). По мнению прокуратуры, сотрудники учреждения должны были запросить сведения о её статусе в других ведомствам, однако этого не сделали. По этим нарушениям, отчитался минсоц, виновные получили дисциплинарные взыскания.

В министерстве оправдывают замечания процедурного характера усложнением законодательства, практически полностью обновившего подходы к определению нуждаемости, к порядку предоставления услуг, к межведомственной составляющей этой работы. Кроме того, новый закон расширил виды соцуслуг и категорию граждан, имеющих право на бесплатное обслуживание. Их стало больше почти в четыре раза. Безусловно, это объясняет некоторые нарушения процедурного характера. Однако нужно быть внимательней к пережившим войну старикам. «Мелочи» могут обойтись для них дорого. Однако нельзя оправдать органы местного самоуправления, допустившие проживание вдов участников войны в ветхом доме и ожидание ими своей очереди на новое жильё.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

«Есть претензии, но что их выносить?»

Георгий МОХУНОВ, Герой Социалистического Труда, председатель общественной организации «Совет Героев Оренбуржья»

- Три года назад умер Герой социалистического труда Дмитрий Архипович Тараков, учёный, он 20 лет возглавлял ПО «Стрела», был моим заместителем в «Совете героев». Человек, действительно, выдающийся. Ему как герою положен стандартный памятник за счёт государства. Но его жена решила заказать другой, в надежде на то, что государство возместит ей расходы по стандарту (речь шла о 80-90 тысячах рублей), а недостающую сумму она выплатит сама. Но чиновники ей отказали. Считаю, это дурацкий закон. Об этом хорошо знают и в нашем министерстве соцразвития. Я их не ругаю. Они очень аккуратно относятся к ветеранам, но ничего не могут сделать. Думаю, со временем закон этот преобразуют. Надо, чтобы кто-то шевелил наше родное правительство. А так нарушения есть в отношении к ветеранам, но по мелочам. Мало ли претензий у ветеранов? Взять хотя бы закон, который отменил льготы на жилищную оплату. Кому-то на 200 рублей урезали, кому-то на 400. Кто много получает, и не заметит. А если пенсия 12-14 тысяч рублей, он ощутит перемену.

Я возглавляю «Совет Героев Оренбуржья». Раньше по всей области были жалобы на то, что героев не обслуживают в медучреждениях вне очереди. Дескать, у нас много героев. А где ж их много - всего 34 на всю область. Сейчас это вроде поправлено. Есть, конечно, по мелочам претензии, но мелочи не следует выносить далеко.

КОМПЕТЕНТНО

Человеческий фактор

Роза ПАЛАТОВА, заместитель министра социального развития Оренбургской области.

- Учитывая, что на нас лежит забота о 28 тысячах ветеранов-оренбуржцах, я удовлетворена результатами проверки и благодарна ее сотрудникам за возможность увидеть те досадные недочёты в работе, которые объясняются, в основном, человеческим фактором. Каких-то масштабных, системных нарушений выявлено не было, и это говорит о том, что наша работа в рамках нового законодательства выстроена в соответствии с требованиями законодательства. Для надзорных органов эта проверка также проводится впервые, поэтому на совместном заседании мы конструктивно и плодотворно обсудили многие моменты, направленные на повышение качества обслуживания. Предписания прокуратуры касались в основном процедурных моментов при оформлении договорных отношений между учреждением и ветераном. По четырём из них мы представили документы, которые подтверждают правомерность действий сотрудников центров. По остальным обоснованным предписаниям все виновные получили дисциплинарные взыскания. Что касается обеспечения ветеранов жильём, то списки нуждающихся формируют муниципалитеты, мы ж отталкиваемся уж от представленных ими данных. Министерство, принимая решение о предоставлении социальных выплат, руководствуется нормами действующего законодательства и несёт ответственность за целевое использование средств федерального бюджета. У граждан есть право оспорить это решение в суде, чем многие и пользуется. Мы дали поручение главам МО взять под личный контроль вопрос подбора в кратчайшие сроки благоустроенного жилья для ветеранов. 

Смотрите также: