Более 330 тысяч оренбуржцев получили компенсации за разрушенные паводком дома и уничтоженное «большой водой» имущество. Однако полученные суммы не позволяют не то, что начать ремонты, но зачастую их не хватает даже на найм грузчиков и машины для разбора завалов.
Пострадавших — четверть региона
По состоянию на начало июня в региональной системе учёта пострадавших от паводка было зарегистрировано почти 600 тысяч заявлений от жителей области, кого так или иначе коснулись последствия половодья, и кто претендует на получение выплат. Цифра громадная, если учесть, что в Оренбургской области всего проживает порядка 1,9 миллиона человек. Обработано и удовлетворено пока около половины этих заявлений: по остальным или уже получен отказ, или специальные комиссии продолжают обследовать пострадавшие домовладения.
Впрочем, даже тем счастливчикам, кто уже получил выплаты, радости от этого немного. Сейчас область выплачивает по 20 тысяч рублей «подъёмных» владельцам домов, то есть на первые неотложные нужды, и по 100 тысяч рублей за потерю имущества: мебель, бытовую технику, одежду и т.д. Нетрудно догадаться, что при нынешних ценах за 100 тысяч в лучшем случае можно приобрести кухонный гарнитур средней руки. На прочие элементы интерьера придётся искать деньги самостоятельно.
Но главный вопрос, который беспокоит всех — когда начнут поступать выплаты на капитальные ремонты и компенсации, если дом восстановлению не подлежит. На ремонт обещают выплатить по 7000 рублей за 1 кв. метр дома. За полностью разрушенный дом сумма компенсации составит по 68 тысяч рублей за 1 кв. метр.
Правда, тут есть нюансы. Площадь, которую возьмут для расчёта, не должна превышать социальных норм. На 1 человека полагается 33 кв. метра, на 2 человек — 42 кв. метра, на 3 и более человек — по 18 кв. метров на каждого. То есть если у вас полностью утонул коттедж площадью в 250 «квадратов», а жили вы там вдвоём, то и расчёт выплаты будет с 42 метров, а не с 250.
Наплевали на ФАС?
«То, что мы получим — слёзы! Наш дом признали пригодным для восстановления, должны начислить сумму в 600 тысяч рублей на капремонт. Но во-первых, заявления начали принимать только с 3 июня, когда их обработают — вообще непонятно. Если получим деньги в августе-сентябре, понято, что ничего уже сделать до зимы не успеем. И второй момент: цены на стройматериалы. Нам обещали, что антимоноольное ведомство будет следить за этим. Однако грузовик щебёнки до паводка обходился в среднем в 3 тыс. рублей. Сейчас за него просят по 15–19 тыс. рублей. Цемент до чрезвычайной ситуации в Орске в среднем стоил 200 рублей за 50-килограммовый мешок Сейчас его цена — 500 рублей, но за самые популярные марки просят и по 900 целковых. Бригады отделочников ломят расценки просто сумасшедшие, 60 кв. метров бетонного пола перезалить — 200 тысяч рублей, без учёта материалов! Но и за такие деньги рабочих ещё поискать, спрос — колоссальный! Тех 600 тысяч, что мы может быть получим, нам не хватит даже на предчистовую отделку, ведь всё надо отдирать, вскрывать, сушить, и заново перекладывать...» — сокрушается Ольга Ямпольская из Орска, чей дом оказался залит почти по самую крышу.
Миллиарды из бюджета
Между тем из обьластной казны уже направлены миллиарды на поддержку потерявших имущество людей.
«Жителям региона, пострадавшим от паводка, выплачено более 7 млрд 650 тыс. рублей, разработаны и дополнительные меры поддержки, которые коснутся наиболее уязвимых категорий жителей — многодетных и семей с детьми-инвалидами, пожилых оренбуржцев, участников Великой Отечественной войны, а также участников СВО и их семей, пострадавших от паводка. Они смогут получить сертификаты на приобретение одежды, кроватей, постельных принадлежностей и гигиенических наборов. На аренду жилья выплаты получили 470 семей, чьи дома во время паводка были затоплены на территории Оренбурга, Орска и Оренбургского района, — на общую сумму 26 млн 388 тыс. рублей. С 3 июня оренбуржцы, чьи дома признаны подлежащими капитальному ремонту, могут подать заявления на выплату в онлайн-режиме, с авторизацией через портал „Госуслуги“. Вскоре заявления на получение выплат смогут подать онлайн и те, чьи дома признаны полностью утраченными», — прокомментировал губернатор Оренбургской области Денис Паслер.
Однако реальная сумма ущерба может достигать, по ряду оценок, более чем полтриллиона рублей — или три годовых бюджета Оренбуржья.