Почему современные дети поздно начинают разговаривать и часто картавят?

   
   

Почему людей с дефектами речи сегодня становится больше? Когда родителям надо бить тревогу по поводу неправильного произношения тех или иных звуков? Стоит ли оставлять картавость в качестве «изюминки»? ответы на эти и другие вопросы ищем вместе с Мариной РЫКОВОЙ, оренбургским логопедом.

Консультация не помешает

- Марина Ильинична, в последнее время специалисты часто говорят о том, что речевые проблемы у детей встречаются чаще. В чём причина?

- К сожалению, действительно, в последние годы дети начинают позже говорить, выговаривают далеко не все звуки и вынуждены посещать логопедов. Причин для это несколько. Во-первых, у нас сильно изменилась экология, причём не в лучшую сторону. Это, конечно же сказывается на молодом поколении. Кроме того, сказывается и родовая деятельность. Если малыш родился при помощи кесарева сечения, что сегодня уже не редкость, нужно быть готовым к тому, что некоторые отличия в их развитии всё же будут заметны со временем. Конечно, всё это поддаётся коррекции и не сказывается на общем здоровье, но внимание речи ребёнка нужно уделять. У нас далеко не все родители так поступают. Отсюда и третья причина роста количества деток, которые не выговаривают разные звуки. Часто взрослые чего-то ждут, считая, что дефекты сами собой пройдут к школе. При этом, они совершенно ничего для этого не делают, запуская дефекты. В итоге, когда они обращаются к нам, требуется гораздо больше времени, чтобы всё исправить.

- Когда стоит обратит внимание на речь ребёнка, чтобы не упустить этот важный момент?

- Логопед никогда не работает один. Любые диагнозы и констатацию факта задержки речевого развития ставит невролог. Поэтому не стоит пренебрегать регулярными посещениями этого специалиста. Если ваш ребёнок начинает говорить вовремя, но при этом выговаривает не все звуки, тогда можно не спешить записываться на логопедические занятия. Стандартный возраст, когда мы начинаем корректировать звуки, - примерно 4,5 года. Есть специалисты, которые могут начать работу и с трёхлетними малышами, но их практически нет у нас в городе, да и методика занятий довольно сложна. Если же есть задержка развития речи, тогда невролог сам подскажет, когда и как стоит лечить этот диагноз.

Посмотрели - обсудите

- Ещё один фактор, который часто называют причиной того, что дети не спешат начинать разговаривать, - развитие информационных технологий. Как это связано?

   
   

- Всё просто. Сегодня взрослые живут в режиме постоянной нехватки времени и спешки куда-то. Заметьте, когда в последний раз вы делились событиями прошедшего дня с членами семьи? Родители приводят детей из сада и чтобы они не мешали заниматься домашними делами, просто отправляют их смотреть телевизор или усаживают за компьютер. Как ребёнок может учиться говорить в семье, где живой речи почти не слышно? Сейчас от техники никуда не уйти, но можно сделать так, чтобы она помогала в воспитании детей, а не мешала. Малыш смотрел телевизор, пока вы готовили ужин? Хорошо, только обсудите с ним потом, что он увидел. Пусть поделится тем, что ему запомнилось. Идеально, если родители найдут время для чтения книг с детьми. Сказки можно также обсуждать, стихи - заучивать, это помогает развивать память. Так что при всём удобстве современных технологий нужно всё-таки находить время на живое общение.

На вес золота

- Есть ли такие дефекты, которые не поддаются коррекции?

- Если неправильное произношение звуков не связано с неврологическими диагнозами, то его можно поправить. Но для этого нужно много и кропотливо заниматься, вырабатывая новую привычку произношения. Детям в этом плане проще, взрослые переучиваются сложнее. Есть и такие родители, которые считают, что небольшая картавость или шепелявость - это своего рода «изюминка». Но я считаю, что лучше, чтобы ребёнок выделялся чем-то другим. Неправильное произношение звуков в будущем может спровоцировать появление орфографических ошибок на письме, поскольку ребёнок по-другому будет воспринимать звучание слов. Поэтому поставить произношение лучше до школы.

- Если у нас сегодня так много проблем с речью, почему даже в областном центре практически нет детских садов, где работали бы логопеды?

- Действительно, сегодня в Оренбурге логопеды штатно работают только в специализированных садах. В обычных такой ставки нет, хотя специалистов в этой области сегодня достаточно много. К сожалению, если логопед уходит работать в бюджетное учреждение, его начинают заваливать бумажной работой, которая практически не оставляет времени на работу с детьми. Бюрократия и всевозможные планы убивают желание работать в системе. Именно поэтому в садах не найти таких специалистов, хотя сейчас речевому развитию детей в дошкольных учреждениях уделяют довольно мало времени.

Смотрите также: