Ведь, как ни печально, Россия давно перестала быть самой читающей страной. Об этом мы поговорили с профессором педуниверситета доктором филологических наук Натальей Садомской.
Каждый год - литературный
- Наталья Дмитриевна, вы заметили, что этот год был годом литературы? Может быть, государство в этом году уделило больше внимания вам и вашим коллегам, вручило какие-то награды?
- Проходили некоторые мероприятия, в которых я участвовала в этой связи. Но для преподавателя кафедры литературы каждый год - год литературы. Нет-нет, государство, по-моему, очень далеко от нас. Я не знаю никого, кто был награждён. Хотя у нас немало преподавателей, которые занимаются со студентами и школьниками литературным творчеством, готовят их к олимпиадам. Но эта работа проводится ежегодно, и она не освящена светом специального отношения.
- Президент на открытии «Года литературы» указывал на необходимость возрождать понимание хорошей художественной литературы. А как вы считаете, как нужно прививать любовь к чтению?
- Это очень большой интеллектуальный труд. Дети должны изначально учиться понимать, что читают. Тогда у них будет и интерес, и такая потребность. Чтение занимает много времени в отличие от бегущей картинки. И, вероятно, эта трудность восприятия играет свою роль.
А пересказать?
- Когда нужно учить ребёнка читать, именно воспринимать текст?
- Маленькому ребёнку мама читает сказки с раннего возраста. И это формирует у него умение слушать, сосредотачиваться. Потом он просит прочитать какой-то эпизод снова и снова, много раз. Чему-то малыш научается и сам. Мне кажется, все идёт из семьи, где книжки лежат, где их можно листать, рассматривать, где их даже можно порвать. И всегда можно к ним обратиться. Думаю, это условие необходимое для того, чтобы книга естественным образом вошла в жизнь человека. Сначала мы будем читать ему на ночь, потом он и сам захочет взять книгу в руки. Мне родители с детства читали книги. Нужно спокойно к этому относиться, но основательно, вести ребёнка за руку, быть в моменты открытий рядом.
- Сегодня многие подростки никак не хотят читать. Нужно ли заставлять их?
- Принуждение, по определению, опасное дело. Мне кажется, следует подумать, почему это происходит. Возможно, в какой-то момент задолго до этого отказа дети перестали понимать то, что им дают читать. Например, я неоднократно сталкивалась с таким: прошу прочитать параграф из учебника и пересказать, а он не может. Или же ученик не может найти подлежащего и сказуемого, а, значит, он не понимает, что сообщает данное предложение. Читать - это время. У современного человека его нет. А делать то, что он не понимает, его раздражает и злит. Подростки остро чувствуют мир и время. И им проще отшвырнуть книгу, нежели начать перечитывать, останавливаться, раздумывать и т.д. Родители должны помогать им, обсуждать героев книги и их поступки, задавать вопросы и искать ответы. Вот это учит ребёнка читать внимательно, думать над содержанием, а потом и говорить об этом. Убыстрённое время требует от человека сжать все мероприятия. Потери от этого очень большие. Мне кажется, что те, кто сохраняют значение духовного мира для себя, будут читать. Думаю, никуда не денется чтение, но этим нужно всё время заниматься: учить понимать тексты, открывать богатые возможности для человека. Школа, я считаю, должна этим заниматься, а не дебатировать вопрос: нужно или не нужно и создавать непонятные программы.
Отчего стареет литератор?
- Какое место литература занимает в школе?
- Убирать литературу из школьной программы - большое зло. В старших классах очень мало уроков по ней! Все бесконечно экспериментируют с предметом и текстами. А, на самом деле, литература, может, - один из самых главных предметов, наряду с родным языком, историей и географией, который даёт возможность думать, сострадать, понимать человека, учиться воспринимать окружающий мир. В этом непреходящая ценность литературы.
- Наталья Дмитриевна, вы полжизни преподаёте на филфаке, ваши ученики стали учителями. Замечаете ли вы: меняется качественно состав студентов?
- У меня есть такая тетрадка, в которую я записываю, что студенты берут у меня читать: не все книги есть в библиотеке. Третий год эта тетрадка практически пустая. В ней две-три фамилии. Филологи перестали брать книги в руки, но это не означает, что они не читают. Их заменили экраны.
Среди студентов я вижу в будущем учителей квалифицированных и достойных. Но в школе всё больше преподавателей, перешагнувших даже средний возраст. Выпускники не идут в школу. Невысокие зарплаты, очень большие нагрузки способствовали значительному понижению социального статуса учителя. Отсюда и недоверие к профессии. Нас угнетают бесконечные изменения. Идёт сплошная педагогизация, а профессиональное знание предмета отодвигается на второй план.
Что касается студентов, то, может, я уже старомодна, но мне не хватает книг на парте и обращений к научным источникам. А они считают, что главное - свою позицию высказать. Проблема, вероятно, не в студентах, а в организации учебного процесса, в его содержании. Много очень непродуманного и недоделанного концептуально. Но на нашей кафедре работают люди исключительно пассионарные. Они потеют перед лицом студентов, показывая процесс размышления над текстом. Мне кажется, наша задача научить студентов думать. Конечно, чтение - это очень трудная работа, но она даёт радость и удовольствие, возможность попасть туда, где ты никогда не будешь, увидеть то, что ты не увидишь в реальности. Когда в доме есть книги, это очень утешает. Ты можешь подойти и вынуть ту, что тебе сейчас необходима. Никуда чтение не денется. По крайней мере, оно всегда будут знаком интеллектуальной элиты, и надо это внушать людям, иначе они идут в стадо рабов, которым будут командовать.
Смотрите также:
- Анна Жураковская: «Утопический» проект или Полюбят ли школьники стихи?» →
- Хранилище знаний. Какие книги просят ученики в школьных библиотеках? →
- Чего ждут от Года литературы оренбургские писатели? →